Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
специалиста-эксперта Ершовой А.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: ООО "Медтехника" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) не явились, заявитель уведомлен надлежащим образом,
от заказчика: ГБУЗ ТО "Областная больница N3" (далее также - заказчик) не явились, заказчик уведомлен надлежащим образом,
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области (далее также - уполномоченный орган) Золотарева И.А. по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Медтехника" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и ГБУЗ ТО "Областная больница N3" при проведении электронного аукциона NАЭ-2266/16 на поставку реагентов и расходных материалов для патологоанатомического отделения (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167200003416002403),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа, заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 05.05.2016 г. N 142 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий уполномоченного органа, заказчика при проведении электронного аукциона.
Как указывает в своей жалобе заявитель, документация об аукционе не соответствует требованиям законодательства, поскольку объединяет в себе технологически и функционально не связанные между собой товары, работы, услуги, что ограничивает конкуренцию участников закупки.
Присутствовавший на заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо уполномоченного органа от 12.05.2016г. N 0464), согласно которым уполномоченный орган и заказчик считают доводы жалобы несостоятельными, просят признать жалобу необоснованной. Заказчик вправе включать в документацию характеристики товара, отвечающие его потребностям. Заказчик также направил свои возражения на жалобу заявителя от 12.05.2016г. N2795, согласно которым он вправе включать в документацию характеристики товара, отвечающие его потребностям, специфике его деятельности. Кроме того, закупаемые товары представляют собой единый комплекс, обеспечивающий непрерывный процесс, в связи с чем, все закупаемые товары и оборудование взаимосвязаны, а разделение на лоты не является экономически обоснованным и требует меньше временных затрат.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку реагентов и расходных материалов для патологоанатомического отделения для ГБУЗ ТО "Областная больница N3" с начальной (максимальной) ценой контракта 1 344 106,61 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416002403.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки в документации о закупки.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом, согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В силу части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, в связи с чем правомочия по их установлению законодательством предоставлено заказчику. Непосредственно заказчик обозначает в документации о закупке имеющие для него значения требования к товару, работам, услугам для удовлетворения его потребностей.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования и характеристики, которые, по мнению заказчика, являются значимыми и существенными для определения соответствия товара его потребностям. Полностью правом и прерогативой заказчика является установление важных для него требований и характеристик к закупаемым товарам, формирование своих потребностей в том или ином товаре. Следовательно, участник закупки при подаче своей заявки на участие в электронном аукционе, при формировании своего ценового предложения должен руководствоваться исключительно требованиями к товару, работам, услугам, установленными заказчиком в документации об аукционе, исходить именно из установленных в документации параметров и значений, которые и являются в данном случае показателями соответствия предлагаемого к поставке товара потребностям заказчика.
Согласно разделу 3 документации о проведении данного электронного аукциона объектом закупки (предметом контракта) является поставка реагентов и расходных материалов для патологоанатомического отделения для ГБУЗ ТО "Областная больница N3", при этом функциональные, технические и качественные характеристики реагентов и материалов установлены в приложениях N1 и N2 к документации об электронном аукционе. Так согласно приложению N1, заказчику необходимо приобрести реагенты для гистологических исследований, среды и концентраты для заливки гистологических образцов, а также ящики для хранения парафиновых блоков, также используемых для проведения гистологических исследований.
Таким образом, заказчиком в приложении N1 документации о проводимом электронном аукционе указаны минимальные и (или) максимальные показатели товара, соответствующие потребностям заказчика. В документации об аукционе заказчиком объективно обозначены и сформированы его потребности в товаре.
Тюменское УФАС России в ходе рассмотрения жалобы приходит к выводу, что в действиях уполномоченного органа и заказчика при проведении указанной закупки отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе, а именно не установлено ограничивающих конкуренцию требований к участникам закупки, все требования обусловлены фактической потребностью заказчика в закупаемом товаре, материалах и ящиков для хранения восковых блоков. Все закупаемые товары в комплексе обеспечивают непрерывную и бесперебойную работу судебно-медицинской лаборатории, направлены на организацию единого процесса и достижение общего результата.
Кроме того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок обеспечения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лиц, исполнение контракта которыми будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного расходования средств бюджета и удовлетворения потребностей заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что документация составлена с учетом сформированных и объективно обоснованных потребностей заказчика в товаре, рассчитанным на использование в единой лаборатории для общих целей и результатов.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медтехника" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и ГБУЗ ТО "Областная больница N3" при проведении электронного аукциона NАЭ-2266/16 на поставку реагентов и расходных материалов для патологоанатомического отделения (реестровый номер закупки 0167200003416002403) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
А.В. Ершова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 мая 2016 г. N 125
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016