Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУК "ГМЗ "Гатчина" Кировского района" (далее - Заказчик):
ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12733-ЭП/16 от 30.05.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по реставрации и благоустройству квартала N 3 Дворцового парка по адресу: г. Гатчина, Красноармейский пр., д. 1, лит. А (3 этап) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 31.03.2016 на официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200226616000015. Начальная (максимальная) цена контракта - 32 817 627,40 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
1. В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
В соответствии с п. 1 Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" к участникам закупки предъявляются, в том числе следующие требования: "наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора".
Согласно пп. 3.3 п. 3 раздела 4 Части 2 документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования:
Наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения договора, а именно:
Объекты недвижимого имущества, используемые для производственных целей:
- земельный участок площадью не менее 2500м2 - не менее 1шт.;
- нежилое помещение, используемое в производственных целях не менее 1000м2 - не менее 1шт.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленные Заказчиком в пп. 3.3 п. 3 раздела 4 Части 2 документации о закупке требования не соответствуют положениям постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99.
На заседание Комиссии УФАС Заказчиком не представлено подтверждение необходимости установления минимальных дополнительных требований к участникам закупки в части наличия недвижимого имущества в виде земельного участка площадью не менее 2500 м2 и нежилого помещения площадью не менее 1000 м2.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии недвижимого имущества, необходимого для надлежащего и своевременного исполнения обязательств по контракту, что не свидетельствует о праве Заказчика устанавливать произвольные требования, предъявляемые к участникам закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в части установления дополнительных требований к участникам закупки не в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно пп. 3.2 п. 3 раздела 4 Части 2 документации о закупке Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения договора оборудования, технических средств в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения договора.
Согласно п. 4 "Автомобили" Таблицы 1 раздела 4 Части 2 документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к техническим средствам: "Габариты кузова не более 3,45*2,2*0,6".
Таким образом, Заказчиком в п. 4 Таблицы 1 раздела 4 Части 2 документации о закупке установлено требование к габаритным размерам без указания единиц измерения.
Следовательно, Заказчиком не установлены стандартные показатели в отношении технических характеристик объекта закупки.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
3. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к оборудованию, техническим средствам, которые не соответствуют оборудованию, техническим средствам на товарном рынке.
Согласно п. 5 "Вибратор поверхностный" Таблицы 1 раздела 4 Части 2 документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования: "Мощность двигателя не менее 5,5 л.с. Вес не более 70 кг. Размер плиты вибратора не менее 0,45*0,8м".
Согласно пояснениям Заявителя установленному Заказчиком в документации о закупке требованию к мощности двигателя не соответствуют товары с весом менее 70 кг, представленные на товарном рынке.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявителем на заседание Комиссии УФАС не представлено доказательств установления в документации о закупке нестандартных показателей, которые не позволяют представить конкурсную заявку, соответствующую требованиям Заказчика.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
4. Заявитель в жалобе указал на установление Заказчиком срока окончания подачи конкурсных заявок не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Согласно официальному сайту Единой информационной системы Заказчиком опубликованы изменения извещения о проведении конкурса с ограниченным участием от 24.05.2016 NИИ1.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.
Таким образом, Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с п. 3.36. Административного регламента в случаях если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с п. 3.37 Административного регламента предписание подлежит исполнению в срок, установленный таким предписанием.
Согласно предписанию в отношении рассматриваемой закупки по делу N 44-2009/16 от 20.05.2016 Заказчику и его конкурсной комиссии предписано следующее:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения закупки с номером извещения 0372200226616000015;
- вернуть участникам закупки поданные ими заявки на участие в закупке с номером извещения 0372200226616000015;
- внести изменения в документацию о закупке с номером извещения 0372200226616000015 согласно мотивировочной части решения 44-2009/16;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке с номером извещения 0372200226616000015 не менее, чем на 7 дней.
Таким образом, Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с предписанием Комиссии УФАС по делу N 44-2009/16.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 33, 50, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" частично обоснованной в части доводов:
- об установлении дополнительных требований к участникам закупки не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- об установлении в документации о закупке нестандартных показателей.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июня 2016 г. N 44-2240/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2016