Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ГБДОУ детский сад N 111 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик) и ООО "Неолит" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13642/16 от 07.06.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления в здании государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 111 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга, по адресу: СПб, Северный проспект, дом 12, корпус 2, лит.А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.05.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200184116000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 135,75 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Например, п. 4.2 локальной сметы (Приложение N 1 к Техническому заданию) Заказчиком установлено следующее: "Кран шаровой муфтовый тип 1 с нижеследующими характеристиками (Материал изготовления корпуса должен быть: латунь. Тип присоединения должен быть: муфтовое. Номинальное давление (PN): 1.0; 1.6; 2.5; 4.0; 6.3; 8.0; 10.0. Диаметр должен быть: 15. Отклонение от параллельности и перпендикулярности: не более 200. Строительная длина: 75;85. Рукоятка должна быть выполнена в виде: рычага. Длина рычага: 60_100.)".
Например, согласно п. 1 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Плотность при 0 °С и 101,3 кПа должна быть 1,173. Температура самовоспламенения должна быть 335".
Таким образом, Заказчиком в локальной смете и Приложении N 2 к Техническому заданию не установлены единицы измерения физических величин (мм, см и т.д.), что не позволяет определить потребность Заказчика.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна содержать порядок заполнения в отношении всех показателей, установленных документацией о закупке.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе (раздел 4 части III документации) Заказчиком установлено следующее: "Характеристики товаров с одновременным использованием слов "от" и "до" после показателя с указанием числовых значений относятся к диапазонным показателям и означают указание в первой части заявки точного установленного в документации об аукционе показателя и диапазона значений показателя, соответствующего значениям, установленным в документации об аукционе, с указанием вышеуказанных слов. При этом указание в первой части заявки указанных характеристик товара осуществляется с соблюдением требований документации об аукционе в части использования слов "должен быть", "должно быть", "должна быть" (при наличии)".
Таким образом, при наличии в требованиях к показателям одновременно предлогов "от" и "до", участник закупки указывает значения показателей диапазона, соответствующие документации о закупке, то есть оставляет их без изменения.
Например, согласно п. 17 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование: "Плотность при 20 °С: от 1,324 до 1,330", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 9968-86 (п. 7 части III документации).
Согласно Таблице 1 ГОСТ 9968-86 "Метилен хлористый технический. Технические условия":
|
Норма |
Метод анализа |
|
|
Высший сорт ОКП 24 1212 0120 |
Первый сорт ОКП 24 1212 0130 |
|
2. Плотность при 20 °С, г/см |
1,326-1,328 |
1,324-1,329 |
Таким образом, положения инструкции по заполнению первой части заявки в части указания неизменных показателей диапазона значений при сопровождении требования к показателям предлогами "от" и "до" противоречит требованиям ГОСТ 9968-86.
Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, по п. 17 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены нестандартные показатели без обоснования необходимости использования таких показателей.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
2. Например, согласно п. 15, п. 11 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Плотность материала: 50_70; Время пленкообразования, при 20°С: 3_5; Время необходимое для адгезии, при 20°С:15_20".
На заседании Комиссии УФАС установлено, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе (раздел 4 части III документации о закупке) не содержит порядок заполнения в случае установления требований к конкретным показателям со знаком "...".
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
3. Согласно п. 30 "Шурупы" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование: "Диаметр гладкой части стержня: не более 12", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 11473-75, ГОСТ 24670-81.
Заявитель в жалобе указал на установление Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию нестандартного показателя: "диаметр гладкой части стержня".
Согласно п. 2б Таблицы 2 ГОСТ 11473-75 диаметр гладкой части стержня d1 должен быть равным диаметру под накатку резьбы или не превышать наружного диаметра шурупа.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
4. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к товарам, которые не являются объектом закупки.
Например, согласно п. 28 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к товару "Сверла кольцевые алмазные".
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены требования к товарам, которые используются подрядчиком при выполнении работ и не остаются в собственности Заказчика после выполнения работ.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, которые не являются объектом закупки.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
5. Согласно п. 23 "Монтажные патроны" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование: "Тип: Д-1;Д-2;Д-3".
На заседании Комиссии УФАС установлено, что действующими государственными стандартами не установлена классификация типов монтажных патронов, требование к конкретным показателям которой установлено в документации о закупке.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
6. Согласно п. 17 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Массовая доля хлористого метилена: не менее 98,8. Сорт: 1; высший", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 9968-86.
Согласно п. 8 Таблицы 1 ГОСТ 9968-86 значению показателя массовой доли хлористого метилена "не менее 98,8 %" соответствует только первый сорт.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены показатель, несоответствующий требованиям ГОСТ 9968-86.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Например, согласно п. 17 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Массовая доля воды не более 0,04. Массовая доля остатка после выпаривания не более 0,0008. Массовая доля железа не более 0,0003. Массовая доля кислот в пересчете на соляную кислоту (HCl) не более 0,0008. Массовая доля хлороформа не более 0,8. Массовая доля хлорорганических примесей не более 1,1. Массовая доля хлористого метилена не менее 98,8".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки химического состава веществ, используемых при изготовлении материалов ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупки в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения является существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Неолит" частично обоснованной в части доводов:
- об установлении в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе;
- об установлении в документации о закупке нестандартных показателей;
- об установлении в документации о закупке необъективного описания объекта закупки;
- об установлении в документации о закупке требований к конкретным показателям товаров, не позволяющим определить потребность Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июня 2016 г. N 44-2377/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2016