Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУН Ордена Трудового Красного Знамени Институт химии силикатов им. И.В. Гребенщикова Российской академии наук (далее - Заказчик):
ООО "ОП "Цитадель" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13991/16 от 09.06.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на услуги охранных организаций (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 26.05.2016 на официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100039416000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 864 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе в части установления порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
1. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 50 раздела II конкурсной документации Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки конкурсных заявок:
50. |
Часть 5.2 |
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе |
1) цена Контракта; 2) Нестоимостные критерии оценок: а) квалификация участников открытого конкурса - оценивается средний стаж работы сотрудников Участника по специальности "охранник" б) опыт успешной работы участника - оценивается общий стаж работы участника на рынке "охранных услуг" |
50.1 |
Часть 5.2 |
Величины значимости критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе |
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085. Общая сумма баллов, присуждаемая i-заявке 1) Оценка по Критерию "Цена" - 60%: в случае если ,
,
где: - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; 2) Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки -40% Определяется по формуле:
НЦБi=КЗ*100*(Кi/Кmax ), где: КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1; Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. |
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 23 Правил в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного п. 24 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлен порядок оценки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
2. Заявитель в жалобе указывает на установление в документации о закупке формы конкурсной заявки не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 31 Раздела II документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее:
31. |
Часть 3.3, 3.4, 3.5 |
Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса |
Участник конкурса представляет в составе заявки на участие в конкурсе предложения о качестве предлагаемых к выполнению работ, оказываемых услуг, поставляемого товара по формам 4.2, 4.5, представленным в Разделе IV. Качество предлагаемых к выполнению работ, оказываемых услуг, поставляемого товара должно соответствовать Требованиям к качественным, функциональным и экологическим характеристикам выполняемых работ, поставляемого товара/оказываемых услуг (Раздел III конкурсной документации). Такие предложения могут быть представлены в текстовой форме, в виде чертежей, технических данных или комментариев, могут содержать эскиз, рисунок, фотографию, а также могут включать: - технико-экономический расчет; - срок и (или) объем гарантии на выполненные работ; - подробное описание применяемых технологий, технических и эксплуатационных характеристик, качественных, функциональных, экологических характеристик работ, поставляемого товара/оказываемых услуг; - постатейные комментарии к Требованиям к качественным, функциональным и экологическим характеристикам выполняемых работ, поставляемого товара/оказываемых услуг Заказчика; - используемые материалы, машины и механизмы (оборудование). В случае, если заявленные участником конкурса предложения о качественных, функциональных, экологических характеристиках работ, поставляемого товара/оказываемых услуг (формы 4.2, 4.5 Раздела IV) не соответствуют Требованиям к качественным, функциональным и экологическим характеристикам выполняемых работ, поставляемого товара/оказываемых услуг (Раздел III. настоящей конкурсной документации), такая заявка на участие в конкурсе отклоняется на этапе рассмотрения заявок на участие в конкурсе. При описании условий и предложений участниками открытого конкурса должны применяться общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. |
Заказчиком в документации о закупке установлены формы 4.2 "Предложения участника открытого конкурса по выполнению условий контракта, являющихся критериями оценки заявок на участие в конкурсе" и 4.5 "Предложения о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки, учитывающие требования заказчика, изложенные в разделе III. Конкурсной комиссии".
На заседании Комиссии УФАС установлено, что формы 4.2 и 4.5 установлены Заказчиком в документации о закупке в Разделе IV "Форма заявки на участие в конкурсе и примерные образцы форм, входящие в ее состав, предлагаемые для заполнения участниками открытого конкурса".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление примерных образцов форм не соответствует требованиям п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, так как документация о закупке должна содержать требования к форме, предоставляемой участником закупки.
Законом о контрактной системе не установлено право участника закупки на изменение формы конкурсной заявки, требование к которой должно быть установлено в документации о закупке.
Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
3. Заявитель в жалобе указал на отсутствие в документации о закупке порядка оценки по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Заказчиком в документации о закупке установлена примерная форма 4.5 Раздела IV "Предложения о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки, учитывающие требования заказчика, изложенные в разделе III. Конкурсной комиссии".
Заказчиком в Разделе III конкурсной документации установлены требования к качественным, функциональным и экологическим характеристикам выполняемых работ, поставляемого товара/оказываемых услуг.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что документация о закупке не содержит порядок предоставления сведений, которые должны содержаться в форме 4.5 Раздела IV.
Следовательно, предоставление сведений отличных от указанных в Разделе III конкурсной документации влечет признание конкурсной заявки на участие в аукционе несоответствующей требованиям документации о закупке.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что копирование в конкурсную заявку на участие в аукционе технического задания, установленного в документации о закупке не позволяет выявить конкурсной комиссии Заказчика лучшее предложение исполнения контракта.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
4. Заявитель в жалобе указал на отсутствие в документации о закупке порядка оценки по показателю "Квалификация участника открытого конкурса".
Согласно п. 50 Раздела II документации о закупке Заказчиком установлены следующие показатели:
50. |
Часть 5.2 |
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе |
1) цена Контракта; 2) Нестоимостные критерии оценок: а) квалификация участников открытого конкурса - оценивается средний стаж работы сотрудников Участника по специальности "охранник" б) опыт успешной работы участника - оценивается общий стаж работы участника на рынке "охранных услуг" |
В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Заказчиком на официальном сайте опубликованы разъяснения положений конкурсной документации от 03.06.2016 NРД2, согласно которым Заказчиком указано:
1. Квалификация участника открытого конкурса подтверждается заверенными копиями действующих удостоверений частного охранника сотрудников охранной организации.
2. Опыт успешной работы участника подтверждается заверенными копиями:
- свидетельства о государственной регистрации юридического лица
- действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности
Таким образом, документация о закупке не содержит порядок оценки по показателю "Квалификация участника открытого конкурса", так как данный порядок определен Заказчиком в разъяснениях положений документации о закупке.
Кроме того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленный в разъяснениях положений документации о закупке порядок оценки конкурсных заявок не позволяет определить наилучшее предложение исполнения контракта в соответствии с п. 3 Правил и ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе.
Количество лет присутствия участника закупки на рынке охранных услуг не свидетельствует о качественном исполнении услуг и большем профессионализме участника закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОП "Цитадель" частично обоснованной в части доводов об установлении в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок и примерной формы конкурсной заявки, что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4 ч. 1 ст. 50, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июня 2016 г. N 44-2406/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2016