Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей МА МО Константиновское (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "НЕВА Тендер" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13931-ЭП/16 от 09.06.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории МО Константиновское в 2016 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 25.05.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172300008716000012. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 499 567,60 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
1. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не позволяющей определить потребность Заказчика.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна содержать порядок заполнения в отношении всех показателей, установленных документацией о закупке.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе (Раздел 2 документации о закупке) Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения:
Применение союза "и" либо использование символа ",", "\" при описании характеристик означает, что заказчику требуются описанные характеристики товаров одновременно с каждым из указанных показателей. В этом случае участнику закупки необходимо указать все взаимосвязанные характеристики товара в отношении установленных заказчиком показателей через запятую или через союз "и".
Согласно п. 14 "Раствор готовый кладочный" Заказчиком установлены следующие требования: "1. Требования к техническим характеристикам: - влажность сухих растворных смесей должна быть не более 0,1% по массе; - наибольшая крупность зерен заполнителя, мм: не более 2,5; - средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте, кг/м3: не менее 1500; - растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20 % массы цемента; - прочность растворов на сжатие в проектном возрасте: до М150; - должен быть на цементно-известковом/ цементном или известковом вяжущем 2. Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам): должны применяться для каменной кладки и монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений, крепления облицовочных изделий, штукатурки".
По мнению Заявителя на основании вышеуказанного положения инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе участник закупки должен указать конкретные показатели 4 раза.
Согласно Приложению N 1 к Техническому заданию Заказчиком по п. 14 установлено требование о соответствии товара ГОСТ 28013-98.
Согласно разделу 1 "Область применения" ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" установлено: "Настоящий стандарт распространяется на строительные растворы на минеральных вяжущих, применяемые для каменной кладки и монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений, крепления облицовочных изделий, штукатурки".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено описание применения товара в соответствии с ГОСТ 28013-98.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено доказательств того, что установленная в документации о закупке инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не позволяет заполнить заявку в соответствии с требованиями документации и Приложения N 1 к Техническому заданию.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
2. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке необъективного описания объекта закупки, а также требований к товарам, ограничивающим количество участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Например, согласно п. 148 "Ограждения" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Параметры и размеры труб горизонтальных направляющих и труб внутреннего наполнения газонного ограждения должны быть: - момент инерции Iх: менее 1,04 см4; - момент сопротивления Wу: 0,718-0,945 см3; - на поверхности труб не должны допускаться трещины, плены, рванины и закаты; - момент сопротивления Wх: от 0,51 см3 до 0,835 см3; - момент инерции Iу: не менее 0,6 см4 и не более 0,74 см4; - наружный размер должен быть 15 мм; - площадь сечения: от 1,071 см2 до 1,57 см2; - масса трубы: не более 2,3 кг; - длина трубы: от 1,8 м до 2,2 м; - толщина стенки трубы: 1,0-2,0 мм Параметры и размеры труб вертикальных стоек газонного ограждения должны быть: - момент инерции Iх: более 3,65 см4; - момент сопротивления Wу: до 5,79 см3; - на поверхности труб не должны допускаться трещины, плены, рванины и закаты; - момент инерции Iу: 3,65 см4 - 10,66 см4; - момент сопротивления Wх: от 1,2 см3".
Согласно п. 129 "Земля" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "а) Гумус: не менее 2 % б) Азот (N): не более 6 мг в) Подвижный фосфор (P2O5): не менее 10 мг г) Обменный калий (K2O): не менее 10 мг; - не должна иметь корневищ, сорняков и инородных включений; - кислотность грунта рН: 5,5 - 6,5 - должна быть экологически чистой
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно п. 148 Приложения N 1 товаром, который входит в предмет закупки является газонное ограждение.
Согласно пп. 2 п. 148 Приложения N 1 Заказчиком установлено требование к функциональным характеристикам: должны предназначаться для отделения газона от проезжей части, пешеходных дорожек и тротуара.
Вместе с тем, Заказчиком установлены требования (например, момент сопротивлении, момент инерции) к составляющим - к трубам, которые не являются объектом закупки.
Например, согласно Таблице А.1 Приложения А (обязательное) ГОСТ Р 54157-2010 "Трубы стальные профильные для металлоконструкций. Технические условия" установлены показатели момента инерции и момента сопротивления (статические характеристики). При этом согласно сноске к данному показателю, указанные в обязательном приложении показатели являются справочными. Следовательно, у участника закупки отсутствует возможность предоставления конкретных показателей момента инерции и момента сопротивления на момент подачи первой части заявки на участие в аукционе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 129 "Земля" Заказчиком установлены требования к химическому составу товара.
На заседание Комиссии УФАС Заказчиком представлен пример сертификата качества, который, по мнению Заказчика, свидетельствует о том, что химический состав указывается в сертификате и может быть представлен участником закупки в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Анализ представленных сертификатов качества на товар показал, что сертификат выдается на каждую партию товара с указанием даты отгрузки и иных сведений.
Таким образом, у участников закупки отсутствует возможность представить в первой части заявки на участие в аукционе конкретные показателей товара, на который сертификат качества еще не выдан.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки химического состава веществ, входящих в состав товара, являющегося объектом закупки, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупки в составе заявок химического состава товара, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения является существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НЕВА Тендер" частично обоснованной в части доводов:
- об установлении в документации о закупке необъективного описания объекта закупки;
- об установлении в документации о закупке требований к конкретным показателям товара, которые не могут быть представлены на момент подачи первой части заявки на участие в аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июня 2016 г. N 44-2408/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2016