Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ГБОУ лицей N 486 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Неолит" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14054/16 от 10.06.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт инженерных сетей спортивного зала Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицей N 486 Выборгского района Санкт-Петербурга по адресу: 194355, Санкт-Петербург, ул. Композиторов, д.11, корп.2, литер А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.02.2016 на официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200201416000006. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 999 449,63 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартного показателя без обоснования необходимости использования такого показателя.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно п. 48 "Пиломатериалы" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Пиломатериал должен соответствовать требованиям ГОСТ 8486-86. Пиломатериал должен быть антисептирован препаратом ПБТ, или пентахлорфенолятом натрия или другими водорастворимыми защитными средствами, разрешенными для этих целей Министерством здравоохранения РФ. Должен быть I сорта, влажность до 22%".
Согласно 2.3 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", требование о соответствии которому установлено Заказчиком в документации о закупке, пиломатериалы отборного, 1, 2, 3-го сортов изготовляют сухими (с влажностью не более 22%), сырыми (с влажностью более 22%) и сырыми антисептированными. В период с 1 мая по 1 октября изготовление сырых антисептированных и сырых пиломатериалов допускается по согласованию с потребителем (заказчиком).
Таким образом, значение показателя влажности древесины для 1го сорта, установленное Заказчиком в документации о закупке не соответствует п. 2.3 ГОСТ 8486-86. Требование о соответствии пиломатериалов иным стандартам в части показателя влажности древесины в документации о закупке не установлено.
Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а жалоба в данной части признана обоснованной.
2. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Согласно п. 7 "Растворная смесь" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе, следующее: "В части нормируемых показателей раствор должен соответствовать ГОСТ 28013-98 (допускается указание соответствие НТД производителя, утвержденной в установленном порядке на территории РФ)".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке по п. 7 Приложения N 2 к Техническому заданию установлено требование к содержанию в составе первой части заявки на участие в аукционе информации о нормативно-технической документации, которой соответствует товар.
Вместе с тем, установленное Заказчиком в документации о закупке требование: "допускается указание соответствия НТД" не является значением показателя в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе (не является минимальным и (или) максимальным значением; значением, которое не может изменяться).
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
3. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к форме заявки.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Согласно п. 2.6 раздела 5 части III документации о закупке Заказчиком установлен следующий порядок заполнения первой части заявки на участие в аукционе: "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, используемых при выполнении работ" является неотъемлемой частью Контракта и в соответствии со ст.431 Гражданского кодекса Российской Федерации не должна содержать неясностей, связанных с определением наличия или отсутствия тех или иных показателей к товару на момент заключения Контракта, с применением слов и словосочетаний "должно быть", "возможно", "может быть", "требуется", "в случае", "необходим" "будет" "допускается" и их производных. Требование относится к содержанию заявки и не ограничивает форму ее подачи".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что слово "будет" однозначно позволяет определить характеристики товара, а также соответствие характеристик товара требованиям документации о закупке.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что документация об аукционе содержит требования к оформлению первой части заявки, в чем усматривается нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
4. Заявитель в жалобе указал на установление требований к товарам, ограничивающим количество участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 2 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Радиационно-гигиеническая оценка материалов, применяемых для приготовления растворных смесей, должна осуществляться предприятиями-поставщиками этих материалов".
Заявитель в жалобе указал на то, что радиационно-гигиеническая оценка материалов может быть осуществлена помимо производителя экспертными организациями.
Вместе с тем, согласно п. 5.6 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" радиационно-гигиеническую оценку материалов, применяемых для приготовления растворных смесей, осуществляют по документам о качестве, выдаваемым предприятиями - поставщиками этих материалов. В случае отсутствия данных о содержании естественных радионуклидов изготовитель один раз в год, а также при каждой смене поставщика определяет удельную эффективную активность естественных радионуклидов Аэфф материалов по ГОСТ 30108.
Таким образом, согласно п. 5.6 ГОСТ 28013-98 радиационно-гигиеническую оценку материалов проводит изготовитель (предприятие-поставщик).
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно официальному сайту Единой информационной системы Заказчиком опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 09.06.2016 N РД4.
Согласно запросу на разъяснения участником закупки задан вопрос: "В ответе от 7.06 указано "5) По пункту 48 указано "Пиломатериал должен быть антисептирован препаратом ПБТ, или пентахлорфенолятом натрия или другими водорастворимыми защитными средствами, разрешенными для этих целей Министерством здравоохранения РФ", "влажность до 22%". По ГОСТ товар с влажностью до 22% - это сухой пиломатериал. Также по ГОСТ сухих антисептированных материалов не существует. Просим пояснить введение в заблуждение Участников Разъяснения: Требования установлены в соответствии с ГОСТ на данный тип материала, стандарт указан в АД. Изменение и корректировка технических стандартов РФ не входит в компетенцию заказчика". Повторно просим пояснить, где в ГОСТ сухие антисептирвоанные пиломатериалы? Цитируем ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы отборного, 1, 2, 3-го сортов изготовляют сухими (с влажностью не более 22 %), сырыми (с влажностью более 22 %) и сырыми антисептированными". Устраните нарушение, т.к. сухих антисептированных пиломатериалов нет в природе. Напомним, по ст. 33 Вы обязаны указывать требования в полном с0оответствии с ГОСТ".
Заказчиком в отношении вышеуказанного запроса даны следующие разъяснения: "Инструкция по атмосферной сушке и хранению пиломатериалов на складах при цехах по производству клееных деревянных конструкций для всех предприятий Минсельстроя СССР разработана сотрудниками лаборатории технологии клееных деревянных конструкций ЦНИИЭПсельстроя канд. техн. наук Н.И.Склизковым, инженерами М.Н.Шаньковым, Г.И.Власовой, Т.Ю.Куракиной, старшим техником Н.И.Куцебо и УТВЕРЖДЕНА Главсельстройиндустрией Минсельстроя СССР 29 сентября 1982 г. Пиломатериалы и заготовки необходимо антисептировать так же в соответствии с ГОСТ 10950-78, ГОСТ 7319-80 и по технологическим инструкциям, утвержденным в установленном порядке. Антисептирование пиломатериалы и заготовки, предназначенные для атмосферной сушки, а также транспортирования и (или) хранения при влажности выше 22% для хвойных пород и выше 25% - для лиственных пород, если в этих пиломатериалах и заготовках не допускаются или ограничиваются плесень и заболонные грибные окраски. Пиломатериалы и заготовки, предназначенные для атмосферной сушки, должны обрабатываться растворами защитных средств, концентрации которых указаны в ГОСТ 10950-78, ГОСТ 7319-80 . Пиломатериалы и заготовки, предназначенные к транспортированию и хранению с влажностью выше 22% для хвойных пород и выше 25% - для лиственных пород, антисептируют растворами препарата ПБТ по ГОСТ 23951 и ГР 48-23 ПС по ГОСТ 28815 - 2%-ной концентрации. Пиломатериалы и заготовки, поступающие для атмосферной сушки, должны быть антисептированы в соответствии с ГОСТ 10950 и уложены и штабеля в течение 2 суток. Атмосферная сушка пиломатериалов и заготовок должна производиться до влажности не более 22%. Торцы пиломатериалов и заготовок должны быть защищены влагозащитно-антисептическими составами по ГОСТ 26910 или влагозащитными покрытиями по ГОСТ 9014.2. Организация атмосферной сушки на предприятиях в цехах первой очереди в городах Нелидово, Коростышеве, Гомеле, и в цехах второй очереди в городах Вологде, Вельске и возможна в двух вариантах. Первый, наиболее предпочтительный вариант - с антисептированием распылением и укладкой без шпаций в единый пакет для атмосферной и камерной сушки".
Таким образом, разъяснения положений документации о закупке от 09.06.2016 N РД4 содержат указание на то, что товар должен соответствовать нормативным стандартам, которые не содержатся в документации о закупке.
Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе в части опубликования на официальном сайте разъяснений положений документации о закупке, которые изменяют суть документации о закупке.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Неолит" частично обоснованной в части доводов:
- об установлении в документации о закупке требований к форме заявки;
- об установлении в документации о закупке требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- об установлении в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 5 ст. 65, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июня 2016 г. N 44-2457/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2016