Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС):
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры" (далее - Заказчик):,
ООО "Готланд" (далее - заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 13953/16 от 09.06.2016) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение первоочередных работ по реставрации Деревянного здания оранжереи, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Деревянное здание оранжереи у дачи В.Ф. Громова с садом, оградой (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.04.2016 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200231716000100. Начальная (максимальная) цена контракта - 27 934 134,00 руб.
В жалобе ООО "Готланд" указывает на неправомерные действия Заказчика в части проведения ненадлежащего порядка оценки и последующего отказа в допуске заявке по результатам предквалификационного отбора.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе, под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно ч. 7 ст. 56 Закона о контрактной системе, в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе, результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора. Результаты предквалификационного отбора могут быть обжалованы в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанного протокола в установленном Законом о контрактной системе порядке.
Согласно ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) утвержден перечень случаев, при которых к участникам закупки предъявляются дополнительные требования.
Согласно п. 1 Приложения 1 Постановления Правительства N 99, при проведении закупки путем конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда, к участникам предъявляется дополнительное требование в виде предоставления следующих документов:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ (наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе). При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании;
- перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ;
- копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса, аукциона (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.
Заказчиком, в единой информационной системе 30.05.2016 опубликован протокол предквалификационного отбора, согласно которому заявка ООО "Готланд" признана несоответствующей требованиям документации о закупке по следующим основаниям:
"При проверке соответствия участника конкурса ООО "Готланд" требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г., конкурсная комиссия выявила, что участник не соответствует пункту 2 раздела 5 тома 2 конкурсной документации на основании: - заявка на участие в конкурсе не соответствует подпункту а) пункта 17 раздела 7 тома 2 конкурсной документации - представленные участником в подтверждение дополнительному требованию о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сведения и копии документов не подтверждают соответствие вышеуказанному дополнительному требованию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99, следовательно, участник не подтвердил соответствие данному дополнительному требованию".
Заказчиком, в п. 2.1. Раздела 5 Тома 2 Конкурсной документации установлено требование:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки, установленному в конкурсной документации, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за последние 3 года до даты подачи заявки. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), установленной в томе 2 конкурсной документации.
Предмет закупки - выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации с обязательным выполнением всего комплекса следующих видов работ: реставрация кирпичной кладки, реставрация живописи, реставрация деревянных конструкций, реставрация штукатурной отделки".
В ходе анализа заявки Заявителя в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в составе первой части заявки на участие в закупке представлены копии следующих контрактов:
Государственный контракт N 127 "Выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации "Приют для девочек графини Адлерберг" с выполнением работ по реставрации каменных и деревянных полов, реставрацией штукатурки на потолке;
Договор 128/14 на выполнение ремонтно-реставрационных работ по объекту "Музей деревянного зодчества "Теремок", включающий работ по реставрации кирпичной кладки фундаментов и полов, воссоздания утраченной декоративной художественной орнаментальной плоской резьбы мягкой породы, реставрацию штукатурки, стоимость которого превышает 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта;
Контракт N 18/09 "Реставрация корпуса клавесин-рояля СПбГБУК "Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства", включающий работы по живописи на холсте;
Согласно пояснениям представителя Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчик отказал заявке в допуске по основанию отсутствия всех перечисленных видов работ (реставрация кирпичной кладки, реставрация живописи, реставрация деревянных конструкций, реставрация штукатурной отделки) в рамках одного контракта.
Вместе с тем, согласно п. 1 Приложения 1 Постановления Правительства N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта (контрактов) на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия.
Как установлено в извещении о проведении закупки, предметом выполнения работ является реставрация объекта культурного наследия.
Соответственно, толкование понятия "соответствующих предмету закупки работ" как ряда отдельных видов работ (реставрация кирпичной кладки, реставрация живописи, и т.д.) в совокупности образует требование о предоставлении настолько специфического опыта, что делает невозможным его предоставление в рамках одного ранее исполненного контракта никем из участников закупки или возможным только для одного из участников закупки, что приводит к преимущественным условиям для определенных участников рынка, следовательно, положение п. 1 Приложения 1 Постановления Правительства N 99 не может подлежать подобному расширительному толкованию.
Следовательно, требование в рамках предквалификационного отбора опыта выполнения работ, включающего определенный перечень видов работ по сохранению объектов культурного наследия и требование всего перечня определенных видов работ по сохранению объектов культурного наследия в рамках одного контракта является ограничением участников закупки, в связи с чем, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 53 (ч. 8 ст. 56) Закона о контрактной системе, выраженное в признании несоотвевующей заявки Заявителя по итогам предквалификационного отбора участников.
2. Согласно ч. 13 ст. 53 Закона о контрактной системе, любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса. В течение двух рабочих дней с даты поступления этого запроса заказчик обязан представить в письменной форме или в форме электронного документа участнику конкурса соответствующие разъяснения.
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, Заявителем направлен запрос на разъяснения результатов конкурса, поступивший в адрес Заказчика 01.06.2016 (вх. N 4-357).
На дату заседания Комиссии УФАС представителем Заказчика не представлены документы и информация, подтверждающие направление соответствующего ответа на запрос в адрес участника, в том числе текст ответа на запрос.
Таким образов, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 13 ст. 53 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.
На заседание Комиссии УФАС сведения, представленные победителем закупки в составе заявки на участие в закупке, запрошенные в соответствии с уведомлением Санкт-Петербургского УФАС о принятии жалобы к рассмотрению (исх. 78/12977/16 от 14.06.2016), Заказчиком не представлены, что не позволяет определить соответствие заявки победителя требованиям документации о закупке в рамках внеплановой проверки.
Таким образом, заказчик допустил нарушение ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе, системе, выразившееся в непредставлении заявки победителя по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Готланд" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 53 (ч. 8 ст. 56), ч. 13 ст. 53 и ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица и членов конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июня 2016 г. N 44-2414/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2016