Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС):
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Юго-Западная ТЭЦ" (далее - Заказчик):,
ООО "Технологии Безопасности" (далее - заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 13936/16 от 09.06.2016) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на антикоррозионную защиту металлоконструкций, оборудования и трубопроводов в объеме третьего этапа (пускового комплекса) второй очереди строительства Юго-Западной ТЭЦ (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 06.05.2016 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0472200002216000012. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 068 172,00 руб.
Заявитель обжалует действия комиссии Заказчика в части необоснованного присвоения низкой оценки в баллах заявке ООО "Технологии безопасности" по критерию оценки "Квалификация участника закупки".
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 2.1.37 Части II "Основные сведения об открытом конкурсе и порядок его проведения" конкурсной документации установлены следующие критерии:
- цена контракта: 60 %;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: 40 %;
Согласно Приложению N 2 и Приложению N 10 к Конкурсной документации, критерий "Квалификация участников закупки" представлен, в том числе, следующим показателем:
"Требования к персоналу:
наличие квалифицированного персонала Подрядчика, в том числе:
- инженерно-технические работники (не менее 2-х человек),
- маляры не менее 3-х человек, аттестованные:
по охране труда, согласно "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников предприятий", утв. постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. N 1/29 и имеющих соответствующие удостоверения;
по программе пожарно-технического минимума, согласно "Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"", утв. приказом МЧС РФ от 12.12.2007 года N 645 и имеющих соответствующие удостоверения.
Предоставить копии удостоверений (протоколов) о проверке знаний.
5 баллов (превосходный уровень) - представлены сведения в части требований к квалификации Участников в полном требуемом объеме по каждому параметру.
3 балла - (приемлемый уровень) представлены сведения в части требований к квалификации Участников в полном требуемом объеме, но не на весь персонал представлены подтверждающие документы.
0 баллов - (неприемлемый уровень) представлены частичные сведения в части требований к квалификации Участников либо не представлены: отсутствуют копии подтверждающих документов по одному из параметров".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 07.06.2016, Заявке Заявителя по показателю "Требования к персоналу" представлена оценка "0" баллов по причине: "Не представлены копии удостоверений (протоколов) о проверке знаний по охране труда и пожарной безопасности на ИТР. Не представлены копии удостоверений (протоколов) о проверке знаний по пожарной безопасности на маляров. Отсутствуют копии подтверждающих документов по одному из параметров".
В ходе анализа заявки Заявителя в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в составе заявке присутствует документ Учебного центра "Протокол N 127", выданный 21.09.2015 ООО "ПожГарант". Установлено, что представленный документ не содержит информации о программе обучения, соответствующей требованиям документации, сама заявка не содержит удостоверений, выданных по результатам обучения, наличие которых декларируется в представленном протоколе.
Таким образом, жалоба признается необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно ч. 5 ст .53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно п. 2.1.37 Части II "Основные сведения об открытом конкурсе и порядок его проведения" конкурсной документации установлены следующие критерии:
- цена контракта: 60 %;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: 40 %;
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 07.06.2016, оценка заявок допущенных участников закупки произведена при значимости критерия "Цена контракта: 70%", "Квалификация участников закупки: 30 %", что не соответствует требованиям документации о закупке.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, выраженное в нарушении порядка осуществления оценки заявок и выявления соответствующего победителя не в соответствии с требованиями документации о закупке.
2. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 2.1.37 Части II "Основные сведения об открытом конкурсе и порядок его проведения" конкурсной документации установлены следующие критерии:
- цена контракта: 60 %;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: 40 %;
Согласно Приложению N 2 и Приложению N 10 к Конкурсной документации, критерий "Квалификация участников закупки" представлен, в том числе, следующим показателем:
"Требования к персоналу:
наличие квалифицированного персонала Подрядчика, в том числе:
- инженерно-технические работники (не менее 2-х человек),
- маляры не менее 3-х человек, аттестованные:
по охране труда, согласно "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников предприятий", утв. постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. N 1/29 и имеющих соответствующие удостоверения;
по программе пожарно-технического минимума, согласно "Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"", утв. приказом МЧС РФ от 12.12.2007 года N 645 и имеющих соответствующие удостоверения.
Предоставить копии удостоверений (протоколов) о проверке знаний.
5 баллов (превосходный уровень) - представлены сведения в части требований к квалификации Участников в полном требуемом объеме по каждому параметру.
3 балла - (приемлемый уровень) представлены сведения в части требований к квалификации Участников в полном требуемом объеме, но не на весь персонал представлены подтверждающие документы.
0 баллов - (неприемлемый уровень) представлены частичные сведения в части требований к квалификации Участников либо не представлены: отсутствуют копии подтверждающих документов по одному из параметров".
Представленный порядок оценки по указанному критерию является субъективным, что приводит к злоупотреблению при оценке заявок, поскольку в конкурсной документация однозначно не указано, что должно содержаться в предложении участника закупки, чтобы получить максимальный балл, какие непосредственно документы и какой формы должны быть представлены в составе заявки, каким образом сравниваются две "копии удостоверений (протоколов) о проверке знаний", что подразумевает под собой понятие "параметр", в каком случае "параметр", предполагаемый к оценке Заказчиком, является полноценным и достаточным, и т.д.
Кроме того, разные организационно-технические предложения, могут быть оценены разными соответствующими профильными специалистами не одинаково, что также усиливает фактор субъективизма при оценке заявок.
На основании изложенного Санкт-Петербургское УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказника усматривается нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Технологии Безопасности" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 53 и п. 9 ч. 1 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица и членов конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июня 2016 г. N 44-2411/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2016