Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Ленинградский областной суд (далее - Заказчик):
ООО "ГосКонтракт" (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14110/16 от 10.06.2016) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание комплекса услуг по наведению порядка, обслуживанию гардероба и удалению загрязнений помещений здания Ленинградского областного суда (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.05.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0145100003516000016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 006 000,00 рублей.
В жалобе ООО "ГосКонтракт" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Заказчиком, в Пункте 10 Раздела I.3. "Информационная карта электронного аукциона" документации о закупке установлены следующие требования к участникам по заполнению первых частей заявок:
"Заявка на участие в электронном аукционе и все документы, представляемые Участником в составе заявки, должны быть оформлены с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ и должны быть удобочитаемы. Шрифтовое оформление текста заявки и документов, представляемых Участником должно обеспечивать удобочитаемость, размер высоты прописных букв должен составлять не менее 2 мм и не более 10 мм.
Текст заявки на участие в электронном аукционе и все документы, представляемые Участником в составе заявки должен быть написан в строчку в направлении слева направо, строчки - в порядке сверху вниз. Деление текста на строки должно производится по словам, и в некоторых случаях внутри слов, согласно правилам переноса. При переносе слов должен использоваться знак переноса, графически идентичный дефису".
Таким образом, заполняя первую часть заявки согласно формулировкам инструкции по заполнению заявок, участнику необходимо сформировать заявку с учетом "удобочитаемости", определенным шрифтом и размером букв, без возможности заполнить заявку иной форме, приемлемой для участника.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении требований к заполнению первой части заявки не в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, на который требуется выдача соответствующих лицензий и разрешений.
Согласно п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ, деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
Согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 (ред. от 14.08.2014) "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", утвержден Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включающий работы:
1. Разработка проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2. Разработка проектной документации по инженерному укреплению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
3. Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок.
4. Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки.
5. Реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора.
6. Реставрация, консервация и воссоздание поверхности из искусственного мрамора.
7. Ремонт, реставрация и воссоздание кровель.
8. Ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций.
9. Ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов.
10. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.
11. Реставрация и воссоздание резьбы по деревянным конструкциям.
12. Реставрация и воссоздание паркетных полов.
13. Ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем.
14. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов.
15. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций.
16. Реставрация, консервация и воссоздание мебели.
17. Реставрация, консервация и воссоздание резьбы по дереву.
18. Реставрация, воссоздание и консервация тканей, гобеленов и ковров.
19. Реставрация и воссоздание осветительных приборов.
20. Реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов.
21. Реставрация и воссоздание позолоты.
22. Реставрация и воссоздание керамического декора.
23. Реставрация и воссоздание мозаики.
24. Реставрация и воссоздание янтарного набора.
25. Реставрация и воссоздание графики.
26. Реставрация, консервация и воссоздание монументальной живописи.
27. Реставрация, консервация и воссоздание станковой живописи.
28. Реставрация, консервация и воссоздание скульптуры.
29. Реставрация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства.
30. Приспособление инженерных систем и оборудования.
31. Приспособление систем электрообеспечения.
Вместе с тем, как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, объектом закупки является выполнение работ по оказанию комплекса услуг по наведению порядка, обслуживанию гардероба и удалению загрязнений помещений здания Ленинградского областного суда, что не входит в вышеуказанный перечень, поскольку не включает в себя ремонт, реставрацию или разработку проектной документации согласно требованиям Технического задания.
Следовательно, наличие в документации требования о предоставлении соответствующей лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в составе заявки не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, в п. 3.2. Части II "Проект государственного контракта", Заказчиком установлено следующее условие: "Оплата производится ежемесячно за фактически оказанные услуги на основании Актов приемки - сдачи оказанных услуг, подписанных уполномоченными лицами с представлением подтверждающих документов, счёта, счёта-фактуры (при наличии) для оплаты, не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке".
Вместе с тем, согласно Пункт 7 Раздела I.3. "Информационная карта электронного аукциона" документации о закупке, Заказчиком установлены следующие условия оплаты: "Оплата надлежащим образом оказанных Услуг осуществляется Заказчиком, в течение 10 (десяти) банковских дней месяца следующего за отчетным месяцем на основании выставленных Исполнителем счета, счета-фактуры и подписанного Сторонами акта сдачи-приёмки оказанных услуг".
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении противоречивых требований к порядку и срокам оплаты в рамках документации о закупке и проекта контракта.
4. Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Заказчиком, в п. 4.1.7. Части II "Проект государственного контракта" установлено следующее условие:
"Предоставить Государственному заказчику документы, подтверждающие наличие оборудования, необходимого для исполнения обязательств по Государственному контракту, в том числе наличие средств малой механизации (пылесосов, моющих пылесосов, многофункциональных уборочных тележек с механическим отжимом) с предоставлением сертификатов соответствия".
Вместе с тем, требование подтверждения наличия участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, необходимого для выполнения работ не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положения об ответственности сторон содержатся в Разделе 8 Проекта контракта:
"В случае ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств с Исполнителя взыскивается штраф в размере 5 % от общей цены Государственного контракта;
"В случае ненадлежащего исполнения Государственного заказчиком своих обязательств, за исключением просрочки исполнения обязательств, с Государственного заказчика взыскивается штраф в размере 2 % от общей цены Государственного контракта".
Однако начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 006 000,00 рублей и согласно п. а) ч. 4 "Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, "За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей".
Согласно п. а) ч. 5 "Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, "За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей".
Таким образом, в случае наступления отлагательного условия начисления пеней, штрафов, неустоек (снижения начальной (максимальной) цены контракта) в соответствии с положениями Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, не предусмотренного положениями проекта контракта, сторонами не могут быть соблюдены условия вышеуказанного Постановления.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
6. Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Заказчиком, в рамках требований Технического задания документации о закупке установлено: Организация обслуживания гардероба (в период с сентября по май).
Вместе с тем, согласно п. 4.1.2. Проекта государственного контракта установлено:
"Оказывать услуги в сроки, объёме в точном соответствии с Техническим заданием Заказчика в период с 01 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г".
Таким образом, в рамках документации о закупке установлены противоречивые сроки исполнения обязательств, в связи с чем, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
7. Согласно доводам жалобы Заявителя, запрет на привлечение субподрядных организаций неправомерен.
Вместе с тем, согласно положениям ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
На дату заседания Комиссии УФАС Законом о контрактной системе не ограничено право Заказчика на определение потребности в личном исполнении работ победителем закупки, что может быть предусмотрено договором в соответствии с положениями ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным, иные доводы жалобы не находят своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с п. 15 и п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию.
Согласно Приложению к Положению о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержден Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Постановления Правительства РФ N 1225, определен перечень работ и услуг, входящих в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В аукционной документации Заказчиком установлено требование о соответствии участников следующим требованиям и предоставления следующих документов и информации:
"Копия действующей лицензии Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в аукционной документации отсутствует требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (дающее право выполнять определенные работы) по видам работ, которые необходимы в рамках закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 33, 50 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГосКонтракт" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 13 ст. 34, ч. 3 ст. 33, ч. 6 ст. 31, ч. 5 и ч. 8 ст. 34, ч. 2 ст. 64, ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Заказчику и оператору электронной площадки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июня 2016 г. N 44-2463/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2016