Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей:
СПб ГКУЗ "ГПБ N 3 им. И.И. Скворцова-Степанова" (далее - Заказчик):;
ООО "Вкус" (далее - Заявитель):,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14117/16 от 10.06.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку пищевых продуктов для нужд учреждения в 3 квартале 2016 года (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 24.05.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200029716000094.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 998 547,16 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной ст.ст. 49, 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
Следовательно, при проведении конкурса с ограниченным участием, к документации о закупке предъявляются требования, предусмотренные статьей 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Качество" не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком при оценке заявок по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" использованы следующие показатели:
- Качество используемых товаров.
Согласно п. 11.2.1 части II конкурсной документации Заказчиком определен перечень показателей, установленных в Приложении N 3 к Специальной части, являющихся критериями оценки по лучшему предложению с минимальными значениями и указан порядок оценки по критерию "Качество", а именно: "По каждой оцениваемой характеристике заявке участника присваиваются баллы".
Количество баллов, присуждаемых по характеристике с наименьшим лучшим значением, определяется по формуле:
Баллы=100хКмин/Кi
где:
Кмин - минимальное предложение из предложений по характеристике, сделанных участниками закупки;
Кi- предложение участника закупки в отношении характеристики, заявка (предложение) которого оценивается.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что формула расчета количества баллов установлена Заказчиком в соответствии с п. 21 Правил, а именно: в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного п. 20 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения) на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, а так же обязанность по осуществлению производственного контроля, которая заключается, в том числе, в соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, проведении лабораторных исследований и испытаний, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В рамках документации о закупке показатель "Качество используемых товаров" раскрывается в документации следующим образом:
"По показателю оценки "качество используемых товаров" в качестве подтверждения достоверности указанных в заявке значений оцениваемых показателей товаров участником представляется один из следующих документов: Протокол испытаний, сертификат, в т.ч. гигиенический, паспорт качества, удостоверение качества. Подтверждением качественных характеристик указанных участником являются наличие в представленном документе информации о значении характеристик, указанных участником в своем предложении.
Даты выдачи подтверждающих документов - должны быть не ранее 01.09.2015. В случае, если в перечисленных документах, дата выдачи будет ранее 01.09.2015, такие документы не учитываются и комиссией не рассматриваются, баллы по ним не начисляются.
Все подтверждающие документы должны быть выданы организациями, уполномоченными на проведение подобных испытаний в порядке установленном действующим законодательством.
Все документы представляются участником в отношении конкретного сорта, вида, типа, категории товара предполагаемого к поставке товаров после заключения контракта. Документы, представленные не в отношении предлагаемого к поставке товара, комиссией не рассматриваются и не учитываются.
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производиться.
Отсутствие документов подтверждающих качество используемых товаров не является основанием для отклонения заявки участника".
Согласно доводам жалобы Заявителя, установление требований к наличию подтверждающих документов при оценке качества товара, являющегося объектом закупки, по мнению Заявителя, противоречат нормам законодательного регулирования, в виду того, что некоторые позиции товарного ассортимента предполагаемого к поставке, по причине особенностей сроков хранения не могут быть в наличии у участников на момент подачи заявок.
Вместе с тем, положениями Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства N 1085 не установлен перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю "Качество товара", следовательно, Заказчик вправе самостоятельно определить перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю "Качество товара".
В связи с этим, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленные Заказчиком в документации о закупке требования позволяют определить соответствие товара, поставляемого участником закупки до момента подачи конкурсной заявки, государственным стандартам и иной нормативно-технической документации, что позволяет подтвердить добросовестность участника закупки в части ранее исполненных контрактов, аналогичных объекту закупки.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Установленный Заказчиком порядок оценки конкурсных заявок не является основанием для отклонения конкурсной заявки и направлен на выявление лучшего конкурсного предложения.
Таким образом, протоколы испытаний на продукты питания могут использоваться при оценке заявки участника по показателю "Качество используемых товаров", т.к. содержат в себе информацию о соблюдении участником требований действующего законодательства в части оборота продуктов питания.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
В доводах жалобы Заявитель указал на установление в документации о закупке, по мнению Заявителя, нестандартных показателей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Анализ аукционной документации показал, что Заказчиком в Приложении N3 к Специальной части установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
Заявитель указывает в жалобе на установление в позициях NN 4,6,13,26,29,39,41 Приложения N3 к Специальной части требований к пищевой ценности 100г продукта через диапазон значений, что, по мнению Заявителя, противоречит требованиям, установленным в ГОСТ, где по данным позициям установлены конкретные значения, которые не могут изменяться.
По позиции 39 "Сыр "Российский" 50% жирности" Приложения N3 к Специальной части Заказчиком установлено, в том числе следующее требование: "Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Содержание жира в 100 г сыра - не менее 29,0 г. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Содержание белка в 100 г сыра - не менее 23,0 г. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Энергетическая ценность (калорийность) - не более 362 ккал.".
Заявитель указывает на несоответствие требований по 39 "Сыр "Российский" 50% жирности" требованиям ГОСТ 32260-2013.
Анализ ГОСТ 32260-2013 "Сыры полутвердые. Технические условия" показал, что в таблице Б.1 Приложения Б "Информационные данные о пищевой ценности 100 г сыра" установлены информационные данные о пищевой и энергетической ценности 100 г сыра:
Таблица Б.1
|
|
|
|
Наименование сыра |
Жир, г |
Белок, г |
Энергетическая ценность (калорийность), кДж/ккал |
Советский |
29,0 |
25,0 |
1510/360 |
Швейцарский |
29,0 |
25,0 |
1510/360 |
Алтайский |
29,0 |
25,0 |
1510/360 |
Российский |
28,5 |
24,5 |
1480/354 |
Голландский массовой долей жира в пересчете на сухое вещество 50,0 %
|
28,5 |
24,5 |
1480/354 |
Голландский массовой долей жира в пересчете на сухое вещество 45,0%
|
25,2 |
26,8 |
1396/334 |
Костромской |
25,2 |
26,8 |
1396/334 |
Ярославский |
25,2 |
26,8 |
1396/334 |
Эстонский |
25,2 |
26,8 |
1396/334 |
Степной |
25,2 |
26,8 |
1396/334 |
Угличский |
24,7 |
26,2 |
1369/327 |
Латвийский |
23,4 |
24,6 |
1290/309 |
При этом, Комиссия УФАС установила, что вышеуказанная информация в Приложении Б ГОСТ 32260-2013 носит справочный характер, что указано в названии самого приложения, следовательно, приложение Б ГОСТ 32230-2013 определяет нормы, значения которых являются ориентировочными, средними и могут несущественно отличаться от различных производителей.
Следовательно, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком установлены требования к пищевой ценности 100г продукта через показатель, для которого установлены конкретные значения. Заказчиком определены минимальные и максимальные допустимые значения, что позволяет участникам предложить товар, соответствующий и требованиям ГОСТ и потребностям Заказчика.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
По позиции 13 "Крупа гречневая ядрица, 1 сорт" Приложения N3 к Специальной части Заказчиком установлено, в том числе следующее требование: "Показатель, значение которого не может изменяться: Вид в зависимости от способа обработки гречневой крупы должен быть - ядрица быстроразваривающаяся (пропаренная). Показатель, значение которого не может изменяться: Цвет должен быть- коричневый разных оттенков".
Заявитель указывает в жалобе на установление Заказчиком цвета гречневой крупы ГОСТ Р 55290-2012, согласно которому, по мнению Заказчика, "цвет гречневой крупы должен быть кремовый с желтоватым или зеленоватым оттенком".
В таблице 2 В ГОСТ Р 55290-2012 "Крупа гречневая. Общие технические условия" установлено следующее:
Таблица 2
|
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Характеристика |
||||
|
ядрицы и ядрицы быстроразваривающейся |
продела и продела быстроразваривающегося |
|||
|
высший сорт |
первый сорт |
второй сорт |
третий сорт |
|
Цвет |
Ядрица и продел - кремовый с желтоватым или зеленоватым оттенком. Ядрица и продел быстроразваривающиеся - коричневый разных оттенков. |
||||
Запах |
Свойственный гречневой крупе, без посторонних запахов, не затхлый, не плесневый |
||||
Вкус |
Свойственный гречневой крупе, без посторонних привкусов, не кислый, не горький |
Таким образом, ГОСТ Р 55290-2012 установлено, что цвет ядрицы и ядрицы быстроразваривающейся - коричневый разных оттенков.
Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Заказчиком установлено требование к товару по позиции13 "Крупа гречневая ядрица, 1 сорт" в соответствии с требованиями ГОСТ.
Данный довод жалобы является необоснованным.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Следовательно, жалоба является необоснованной
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 32, 33, 50, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Вкус" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июня 2016 г. N 44-2465/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2016