Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок М.О. Саенко,
при участии представителей:
СС и НМП им. А.С. Пучкова: Н.А. Бурцевой, Е.М. Багреевой,
ООО "АртСтрой": Н.М. Мосолова,
рассмотрев жалобу ООО "АртСтрой" (далее - Заявитель) на действия СС и НМП им. А.С. Пучкова (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание и эксплуатация зданий, сооружений и инженерных систем (Закупки N 0373200000616000050) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/18912 от 11.05.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. 61 "Пиломатериал хвойный" установлены требования: "Сорт: должен быть 1; 2; 3", "Обзол: острый или тупой на пластях и кромках размером в долях ширины соответствующих сторон пиломатериала без ограничения по длине, не более 1/3", "Червоточина на любом однометровом участке длины пиломатериала: не должна быть более 6 шт.", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", согласно которому характеристика "Червоточина на любом однометровом участке длины пиломатериала" соответствует только 2 и 3 сорту пиломатериалов, а также острый обзол для 1, 2, 3 сорта пиломатериала не допускается;
- в п. 61 "Пиломатериал хвойный" установлены требования: "Номинальные размеры толщины: от 25 до 32 мм", "Отклонения по толщине: 2 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры", согласно которому отклонения по толщине при номинальных размерах толщины до 32 мм включительно составляют
1 мм;
- в п. 60 "Канат пеньковый" установлены требования: "Канат должен быть пеньковый, тросовой свивки", "Плотность: не менее 4,0 ктекс", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ 30055-93 "Канаты из полимерных материалов и комбинированные. Технические условия", поскольку данный стандарт не регламентирует характеристику "Плотность";
- в п. 67 "Газы углеводородные сжиженные топливные" установлены требования: "В зависимости от содержания основного компонента марки сжиженных газов: ПБТ или БТ или ПТ", "Давление насыщенных паров, избыточное при температуре -20°С: не менее 0,07 МПа", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ Р 52087-2003 "Газы углеводородные сжиженные топливные", согласно которому для марки газов ПТ давление насыщенных паров, избыточное, при температуре -20°С составляет не менее 0,16 МПа, для марок ПБТ и БТ - не нормируется;
- в п. 67 "Газы углеводородные сжиженные топливные" установлены требования: "Массовая доля сероводорода: не более 0,003%", "Массовая доля меркаптановой серы: не более 0,013%", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ Р 52087-2003 "Газы углеводородные сжиженные топливные", согласно которому массовая доля сероводорода и меркаптановой серы составляет не более 0,013%, в том числе сероводорода не более 0,003%, что препятствует корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе;
- в п. 40 "Растворы, тип 4" установлены требования: "Требуемый параметр - Прочность растворов на сжатие": "Требуемое значение - должна быть 50; 75 кгс/см", "Требуемый параметр
Мелкий заполнитель": "Требуемое значение - песок для строительных работ по ГОСТ 8736 с плотностью 1200 кг/куб.м", "Требуемый параметр - При подогреве заполнителей их температура": "Требуемое значение - должна быть не выше 40°С", при этом, графа "Ед. изм." Заказчиком не заполнена, что вводит в заблуждение участников закупки;
- в п. 79 "Цементная смесь" установлены требования: "Требуемый параметр - Температура эксплуатации": "Требуемое значение - не ниже -50°С", "Требуемый параметр - Марка прочности": "Требуемое значение - более 15 МПа (М-150)", при этом, графа "Ед. изм." Заказчиком не заполнена, что вводит в заблуждение участников закупки;
- в п. 68 "Плитки керамические" установлены требования: "Тип 1; Разность между наибольшим и наименьшим размерами по толщине плиток одной партии не должен превышать 2,0 мм", что, по мнению Заявителя, не регламентируется ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов" и является излишним требованием.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную настоящего Федерального закона. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих указание производителями товаров значений вышеуказанных показателей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 04.05.2016 Заказчиком в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе вышеуказанные нарушения по п. 40 "Растворы, тип 4", п. 79 "Цементная смесь" документации устранены путем внесения изменений в аукционную документацию.
Также Заявитель обжалует установление Заказчиком требований к товару п. 61 "Пиломатериал хвойный" (Покоробленность: не должна быть более 0,4%), поскольку, по мнению Заявителя, вышеуказанная характеристика не регламентируется ГОСТ 8486-86.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование установлено в соответствии с п. 2.2 ГОСТ 8486-86, согласно которому покоробленность составляет для 1, 2 сорта - не более 0,2%, для 3 сорта - не более 0,4%.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе документов и сведений, свидетельствующих об отсутствии возможности корректно сформировать заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Доводом жалобы также является то, что Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, не разъясняющие положений аукционной документации.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что 27.04.2016 Заказчиком дано разъяснение положений документации об электронном аукционе NРД4, а также 29.04.2016 дано разъяснение положений документации об электронном аукционе NРД5, согласно которым Заказчик дает ответ: "В аукционную документацию будут внесены изменения, после получения Заказчиком письменного решения и предписания УФАС г.Москвы в читаемом формате. Р.S. размещенные в ЕИС документы (решение и предписание) не читаются".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 04.05.2016 Заказчиком в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе в аукционную документации внесены изменения в соответствии с поступившими запросами о даче разъяснений положений аукционной документации.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АртСтрой" на действия СС и НМП им. А.С. Пучкова обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 61 "Пиломатериал хвойный", п. 60 "Канат пеньковый", п. 67 "Газы углеводородные сжиженные топливные", п. 40 "Растворы, тип 4", п. 79 "Цементная смесь", п. 68 "Плитки керамические".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии С.И. Казарин
М.О. Саенко
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 мая 2016 г. N 2-57-4464/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2016