Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Члена комиссии
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ": Телюх О.Ф., Поздеева Р.И.,
ООО "АГАТ": Селезневой Н.В.,
рассмотрев жалобу ООО "АГАТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание вентиляции и кондиционирования воздуха (Закупка N0373200024416000089) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.05.2016 NМГ/21054 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, являются избыточными и противоречат положениям соответствующих стандартов.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым при выполнении работ, в нарушение норм Закона о контрактной системе, поскольку:
1) в п. 15 "Прокладка уплотнительная паронитовая исполнения А и Б" Заказчиком установлены следующие требования: "Условное давление 0,1 - 2,5 МПа. Проход условный 20; 25; 32 мм. Наружный диаметр прокладки Не менее 43 не более 81 мм. Внутренний диаметр прокладки не менее 25 мм. Масса прокладки не более 16 г". Согласно доводам жалобы в таблицах 3 и 4 ГОСТ 15180-86. Прокладки плоские эластичные. Основные параметры и размеры", требованиям которого должен соответствовать товар, указаны размеры и масса прокладок исполнения А и Б. В установленных требованиях Заказчик указывает, что к поставке требуются прокладки условных диаметров 20, 25 и 32 мм. Однако, установленные требования к показателю "Масса прокладки не более 16 г", позволяет участнику выбрать прокладки с условным проходом 10 и 15 мм. Кроме того, установленные требования к показателю "Внутренний диаметр прокладки не менее 25 мм" позволяет участнику выбрать прокладки всех перечисленных в ГОСТ условных проходов, начиная с 25мм и более в сторону увеличения, большая часть из которых по параметру "Проход условный" не требуются заказчику.
2) в п. 21 "Болт с шестигранной головкой с уменьшенным стержнем класса точности В тип 1" Заказчиком установлены следующие требования: "Резьба М3 или М4 или М5. Размер под ключ, S не должен быть более 8 мм. Масса болта не менее 1,712 г. Длина до 45 мм". Согласно доводам жалобы в таблице 1 ГОСТ Р 50791-95 "Болты с шестигранной головкой с уменьшенным стержнем класса точности В (диаметр стержня приблизительно равен среднему диаметру резьбы). Технические условия" указаны диапазоны минимальных и максимальных значений размера под ключ, S для каждой резьбы. Для требуемых заказчику болтов с резьбой:
М3 размер под ключ S 5,20 - 5,5 мм,
М4 размер под ключ S 6,64-7 мм,
М5 размер под ключ S 7,64-8 мм.
Таким образом, если участник по параметру "Размер под ключ, S не должен быть более 8 мм." укажет значение 1, 2, 3, 4, 4.5 и так далее, оно будет соответствовать аукционной документации, но будет противоречить требованиям ГОСТ Р 50791-95, так как болтов с размером под ключ до 5,20 мм не существует. Более того, Заказчик установил требование "Длина до 45 мм". При этом требование инструкции по заполнению заявки "от цифровое значение", "до цифровое значение", "от цифровое значение до цифровое значение", то такой показатель изменяемый и необходимо указать конкретный показатель поставляемого товара, в рамках установленного диапазона, не включая граничные показатели", означает, что Заказчику необходимы болты М3, М4, М5 длиной 20-40 мм. Однако, установленные требования к показателю "Масса болта не менее 1,712 г", позволяет участнику выбрать также болты с резьбой М6, М8, М10, М12, М14, М16, М20 любой длины, представленные в таблице Б1 ГОСТ Р 50791-95, которые не требуются заказчику.
3) в п. 22 "Болт с шестигранной головкой с уменьшенным стержнем класса точности В тип 2" Заказчиком установлены следующие требования: "Резьба М6; М8; М10. Размер под ключ, S не более 16 мм. Масса болта Не более 49,4 г. Длина не более 60 мм". По мнению Заявителя в таблице 1 ГОСТ Р 50791-95 "Болты с шестигранной головкой с уменьшенным стержнем класса точности В (диаметр стержня приблизительно равен среднему диаметру резьбы). Технические условия" указаны диапазоны минимальных и максимальных значений размера под ключ, S для каждой резьбы. Для требуемых заказчику болтов с резьбой:
М6 размер под ключ S 9,64-10 мм,
М8 размер под ключ S 12,57-13 мм,
М10 размер под ключ S 15,57-16 мм.
Таким образом, если участник по параметру "Размер под ключ, S не более 16 мм" укажет значение 1, 2, 3, 4, 4.5 и так далее, оно будет соответствовать аукционной документации, но будет противоречить требованиям ГОСТ Р 50791-95 для болтов требуемой резьбы. Более того, требование "Длина не более 60 мм", означает, что необходимы болты М6, М8, М10 длиной 20-60 мм, однако, установленные требования к показателю "Масса болта не более 49,4 г", позволяет участнику выбрать также болты с резьбой М3, М4, М5 указанных длин, которые не требуются заказчику.
4) в п. 37 "Краски масляные тип 1" Заказчиком установлены следующие требования: "Твердость пленки по маятниковому прибору Тип М-3, Тип ТМЛ (маятник Б) Должна быть не менее ноль целых пять сотых У. е.". Согласно доводам жалобы в таблице ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3 и твердость пленки по маятниковому прибору типа ТМЛ являются независимыми показателями и каждый имеет свои минимальные и/или максимальные значения. Вышеуказанные требования являются неправомерными, так как Заказчиком в графе "требуемый параметр" установлены требования к двум характеристикам товара, тогда как в графе "требуемое значение" указано одно общее значение, что может вводить участников закупки в заблуждение.
5) в п. 49 "Парусина" Заказчиком установлены следующие требования: "Разрывная нагрузка основы, утка не менее 92 кгс. Раздирающая нагрузка основы, утка не менее 6 кгс". По мнению Заявителя согласно п. 1.2.8 таблицы 1 ГОСТ 15530-93 "Парусины и двунитки. Общие технические условия" Разрывная нагрузка, даН (кгс) основы и Разрывная нагрузка, даН (кгс) утка являются независимыми показателями и каждый имеет свои минимальные и/или максимальные значения. Кроме того, согласно п. 1.2.8 таблицы 1 ГОСТ 15530-93 "Парусины и двунитки. Общие технические условия" Раздирающая нагрузка, даН (кгс) основы и Раздирающая нагрузка, даН (кгс) утка являются независимыми показателями и каждый имеет свои минимальные и/или максимальные значения. Вышеуказанные требования являются неправомерными, так как Заказчиком в графе "требуемый параметр" установлены требования к двум характеристикам товара, тогда как в графе "требуемое значение" указано одно общее значение, что может вводить участников закупки в заблуждение.
6) в п. 57 "Лак битумный" Заказчиком установлены следующие требования: "Перед применением необходимо разбавлять до рабочей вязкости уайт-спиритом, сольвентом, скипидаром. Предельно допустимая концентрация растворителя в воздухе рабочей зоны производственных помещений Не должно быть >300 мг/м3. Температура вспышки растворителя Не должна быть выше 36 °С. Температура самовоспламенения растворителя Не должна быть выше 535 °С". По мнению Заявителя данные требования могут вводить участников закупки в заблуждение, поскольку в таблице 3 ГОСТ 5631-79 "Лак БТ-577 и краска БТ-177. Технические условия" установлены конкретные значения предельно-допустимой концентрации в воздухе рабочей зоны для каждого вида растворителя, а также конкретные значения температуры вспышки и температуры самовоспламенения для уайт-спирита и скипидара, и конкретные диапазоны значений температуры вспышки и самовоспламенения для сольвента.
7) в п. 54 "Пластины резиновые" Заказчиком установлены следующие требования: "Предельное отклонение на ширину Не должно быть в плюсовую и в минусовую сторону более 15 мм". Однако, в соответствии с таблицей 4 ГОСТ 7338-90 "Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар, предельное отклонение на ширину составляет _ 15 %.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в соответствии с какими нормативными и техническими регламентами установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "АГАТ" на действия ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "Центр-Савек" по делу о нарушении Закона об осуществлении закупок N 2-57-4839/77-16 от 20.05.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Член Комиссии С.И. Казарин
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 мая 2016 г. N 2-57-5080/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2016