Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ГБУЗ г. Москвы "ГКБ N 15 им. О.М. Филатова ДЗМ": Поздеева Р.И.,
при участии представителя ООО "Агат": Мосолова Н.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ г. Москвы "ГКБ N 15 им. О.М. Филатова ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации (Закупка N0373200024416000088) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 11.05.2016 NМГ/18809 документы и сведения.
1. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно не установлено требование к участникам закупки, а также о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе копии лицензии МЧС РФ на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
На основании п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона закупка проводится на оказание услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в частности деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, при этом в аукционной документации не установлено требование о наличии у участника закупки вышеуказанной лицензии.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в аукционной документации требование к участникам закупки, а также требование о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений нарушают п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам Заявителя в приложении N2 к техническому заданию аукционной документации Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком описаны требования к товарам используемым при оказании услуг в приложении N2 к техническому заданию аукционной документации указаны требования, в частности: п.3 "Спирт этиловый технический" - концентрация этилового спирта не должна быть менее девяноста четыре; массовая концентрация кислот в пересчете на уксусную кислоту не должно быть более тридцать; массовая концентрация сложных эфиров в пересчете на уксусноэтиловый эфир не должна быть более сто восемьдесят массовая концентрация сивушного масла не должна быть более одной тысячи. Согласно доводам жалобы Заявителя характеристики товаров используемых при оказании услуг написанные прописью могут повлечь ограничение количества участников закупки. Также требования к кабелям силовым выставлены на основании ГОСТ 7399-97 "Провода и шнуры на номинальное напряжение до 450/750 В". Кроме того, в своей жалобе заявитель указывает на аналогичные нарушения по п19, п.20, п.26, п.27, п.28, п.29, п.30, п.32, п.50, п.51, п.52, п.53, п.57, п.58, п.59, п.61, п.62, п.63, п.64, п.68.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленные требования не противоречат положениям ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 9 ст.105 Закона о контактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлены, а так же в составе жалобы Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, в том числе, не представлены документы, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и является необоснованными.
3. Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Заказчиком в приложении N2 к техническому заданию аукционной документации установлены требования к товарам используемым при оказании услуг, в частности:
- п.72 "Смеси сухие строительные напольные тип 1":
-Максимальная глубина износа Не менее 50 _m,
-Классы затвердевших растворов по глубине износа АР6 или АР4 или АР2 или АР1 или АР0,5.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования в п.72 приложения N2 к техническому заданию, так как согласно ГОСТ 31358-2007 "Смеси сухие строительные напольные на цементном вяжущем. Технические условия" максимальное значения для максимальной глубины износа составляется 600 _m класс АР6, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку предоставляется возможным указать значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом данное значение будет противоречить требованиям ГОСТ 31358-2007 о котором установлено соответствие для данного товара в аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в инструкции по заполнению заявки указано следующее: "В случае если требования установлены к значению параметра, который в нормативно-технической документации имеет ряд конкретных значений, то необходимо указать значения, соответствующие такому ряду конкретных значений. Например, в нормативно-технической документации установлен ряд конкретных значений "20, 25, 32", а требуемое значение установлено как "более 20", то следующими значениями, удовлетворяющими данному требованию, будут значения "25", или "32", промежуточные значения (например, "21" или "28,5" и т.п.) не допускаются", таким образом, участнику закупки при заполнении заявки не предоставляется возможным указать значение более значения установленного в ГОСТ 31358-2007. При этом установлено, что из инструкции по заполнению заявки не следует, что участнику не предоставляется возможным указать значение больше указанного в ГОСТ 31358-2007.
- п.75 "Спирт этиловый технический":
-Температурные пределы распространения пламени (воспламенения): не выше 41 °С,
-Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров этилового спирта в воздухе рабочей зоны - среднесменная, максимальная разовая по гигиеническим нормативам: не > 2000 мг/м3,
-Концентрационные пределы распространения пламени (воспламенения): не > 17,7 % об.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования в п.75 приложения N2 к техническому заданию, так как согласно ГОСТ Р 55878-2013 " Спирт этиловый технический гидролизный ректификованный. Технические условия" предельно допустимая концентрация (ПДК) паров этилового спирта в воздухе рабочей зоны: максимальная разовая - 2000 мг/м3, среднесменная - 1000 мг/м3 по гигиеническим нормативам [3], температура вспышки спирта в закрытом тигле - 13 °C, температура самовоспламенения - 400 °C. Концентрационные пределы распространения пламени (воспламенения), % об.: нижний - 3,6; верхний - 17,7, температурные пределы распространения пламени (воспламенения), °C: нижний - 11; верхний - 41, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку ГОСТ Р 55878-2013 устанавливает значение для характеристик "Температурные пределы распространения пламени (воспламенения)", "Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров этилового спирта в воздухе рабочей зоны - среднесменная, максимальная разовая по гигиеническим нормативам", "Концентрационные пределы распространения пламени (воспламенения)" верхний и нижний предел максимального значения.
- п.76 "Ацетон химически чистый":
-Температура вспышки, самовоспламенения: не выше 535 °С,
-Концентрационные пределы распространения пламени (воспламенения) (по объему): не > 13 %,
-Температурные пределы распространения пламени (воспламенения): не ниже минус 20 °С.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования в п.76 приложения N2 к техническому заданию, так как согласно ГОСТ 2603-79 "Реактивы. Ацетон. Технические условия" Температура вспышки минус 18 °С. Температура самовоспламенения 535 °С. Концентрационные пределы распространения пламени (воспламенения) (по объему): нижний - 2,7%, верхний - 13%. Температурные пределы распространения пламени (воспламенения): нижний - минус 20 °С, верхний - плюс 6 °С, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку ГОСТ 2603-79 устанавливает конкретные значение для вышеуказанных характеристик, таким образом, участнику закупки предоставляется возможным указать значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом данное значение будет противоречить требованиям ГОСТ 2603-79 о котором установлено соответствие для данного товара в аукционной документации.
- В п.71 "Смеси бетонные" Заказчиком установлены следующие характеристики: Наибольшая крупность заполнителя; Содержание фракции св. 10 до 20 мм в крупном заполнителе; Порода крупного заполнителя; Содержание фракции св. 20 до 40 мм в крупном заполнителе; Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе; Содержание фракции от 5 (3) до 10 мм в крупном заполнителе, что по мнения Заявителя является нестандартным и излишне завышенным требование к товару используемому при оказании услуг, кроме того, ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" не регламентирует вышеуказанные характеристики, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки и предоставить корректно заполненную заявку.
- п.91 "Краска водно-дисперсионная" - рН краски < 8,2.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерны требования к рН краски, так как согласно ГОСТ Р 52020-2003 "Материалы лакокрасочные водно-дисперсионные. Общие технические условия" рН составляет 6,5-9,5, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку предоставляется возможным указать значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом данное значение будет противоречить требованиям ГОСТ Р 52020-2003 о котором установлено соответствие для данного товара в аукционной документации.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчик затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, государственными стандартами установлены требования к характеристикам товаров п.91, п.71, п.76, п.75, п.72, также аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования указанных показателей, требований, обозначений и терминологии.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения аукционной документаций предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в данном аукционе помимо конкретных показателей используемого при оказании услуг товара, конкретные показатели материалов, применяемых при изготовлении товара по п.71 в приложении N2 к техническому заданию. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления подобных сведений о материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что может вводить участников закупки в заблуждение.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Агат" на действия ГБУЗ г. Москвы "ГКБ N 15 им. О.М. Филатова ДЗМ" обоснованной в части неустановления требования о наличии у участников закупки, а также о предоставлении в составе второй части заявки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также неправомерных требований к товарам по п.91, п.71, п.76, п.75, п.72.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 мая 2016 г. N 2-57-4480/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2016