Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок В.В. Скаковского,
при участии представителей
ГКУ "Дирекция департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы": Алимжанова Р.Х.,
Департамент города Москвы по конкурентной политике: Сахно В.В.,
ООО "Эталон": Володина П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Эталон" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию, благоустройство и озеленение территории по адресу: г.Москва, СЗАО, район Куркино, проектируемый бульвар ПК-12 Куркинское шоссе (Закупка N 0173200001416000338) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного Аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/21451 от 25.05.2016) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Приложении к Техническому заданию Аукционной документации по п. 15, 16, 17 не установлена единица измерения показателей товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы в Приложении к Техническому заданию Аукционной документации отсутствуют единицы измерения характеристик, а именно в п. 15 для показателя "Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов", в п. 16 для показателя "Потеря массы при распаде", в п. 17 для показателя "Реакция водной суспензии", что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы, пояснив, что вышеуказанные нарушения допущены в следствии технической ошибки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения свидетельствует о не установлении Заказчиком показателей, позволяющих определить максимальные и минимальные значения товаров, что нарушает ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя Заказчиком в инструкции по заполнению заявки отсутствуют указания на действующие нормативные документы для пунктов 4, 5, 9,10, 23,25,26,29, 30, 31, 33, что может ввести участников закупки в заблуждение, поскольку не ясно на основании чего Заказчиком установлены требования по данным пунктам и чем руководствоваться участнику закупки при их заполнении.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на все представленные пункты Формы-2 установлены нормативные документы, регламентирующие все показатели, такие как ТУ, ГОСТы, СанПин и СниПы, что позволяет участникам закупки сформировать предложение на участие в Аукционе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованость доводов жалобы, в том числе свидетельствующих об ограничении количества участников закупки в связи с невозможностью формирования участниками закупки предложения, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. По мнению Заявителя, в аукционной документации отсутствуют сведения предусмотренные п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, а именно объем необходимых при выполнении работ товаров.
В соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе устанавливает требования к содержанию Аукционной документации, в соответствии с которой, документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы в Форме-2 Заказчиком установлены требования к товарам по п. "Мастика клеящая морозостойкая (п.5)", "Смесь песчано-гравийная обогащенная (п.9)", "Добавки мульчирующие - декоративная щепа (различная цветовая гамма) (п. 10)", "Камни накрывные (п. 25)", "Металлочерепица (п. 30)", при этом в документации отсутствует указание на требуемый к поставке объем, в следствие чего участник закупки не может сформировать свое ценовое предложение по данным материалам.
Согласно извещению о проведени Аукциона N0173200001416000338, объектом закупки является право заключения государственного контракта на реконструкцию, благоустройство и озеленение территории по адресу: г.Москва, СЗАО, район Куркино, проектируемый бульвар ПК-12 Куркинское шоссе
Комиссией Управления установлено, что Техническое задание Аукционной документации не содержит указания на работы, при выполнении которых необходимо использовать вышеуказанные товары. Кроме того, Аукционная документация не содержит указание на цену единицы услуги, цену единицы товара или объем использования таких товаров, позволяющие участнику закупки сформировать ценовое предложение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установленые требования к вышеуказанным товарам при отсутствии сведений об объеме их использования (или цены единицы) с учетом отсутствия таких работ, свидетельствует о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, об обоснованности данного довода жалобы.
4. По мнению Заявителя в соответствии с п. 12.3 приложения "Ведомость объема работ" Заказчик указывает необходимые к поставке асфальтобетонные смеси типов В1 и Д2, однако в приложении Форма-2 Заказчиком установлены требования к типам асфальтобетоннък смесей Б1 и Д марок 1 или 2 или 3, что вводит в заблуждение участников закупки и препятствует формированию заявки на участие в Аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Форме-2 установлены требования к характеристикам, а в Ведомости исключительно объемы работ, поскольку предоставляет право выбора между несколькими марками асфальтобетонных смесей, поскольку все три марки для асфальтобетона смеси Д будут соответствовать требованиям Заказчика.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованость доводов жалобы, в том числе свидетельствующих об ограничении количества участников закупки в связи с невозможностью формирования участниками закупки предложения, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка разъяснения положений аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, согласно ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии Управления установлено, что 18.09.2016 участником закупки направлен запрос о разъяснении положений Аукционной документации, следующего характера: "В п. 18 Электроды требуется указание группы индексов, в которых отсутствуют: единицы измерения, числовое значение индекса (первый, второй, третий, четвертый) не дает понимания какой именно индекс необходимо указывать, то ли это числовой индекс, характеризующий механические свойства металла шва, наплавленного металла и сварного соединения в состоянии после сварки или индекс, указывающий на повышенные требования к метаилу сварных швов по пластичности и ударной вязкости или индекс минимального значения относительного удлинения или индекс минимального временного сопротивления разрыву или Индексы характеристик. В разъяснении помимо ответа просим указать ГОСТ и пункт из ГОСТа в соответствии с которым устанавливается данное требование и берется минимально или максимально допустимое значение"
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком дан ответ на запрос Заявителя о даче разъяснений положений документации согласно которому: "П. 18. Требования к подпунктам 3, 4, 5, 6, "Группы индексов: Первые два, Третий, Четвертый" выставлены в соответствии с п.9 г о с т 9467-75".
По мнению Заявителя вышеуказанные разъяснения изменяют суть Аукционной документации, поскольку в пункте 18 приложения Форма-2 Заказчиком установлены требования к электродам типов Э42 и Э46 и Э50. Согласно п.2 ГОСТ 9467 электроды типов Э42, Э46 и Э50 применяются для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2. в своем ответе на запрос Заказчик ссылается на п.9 ГОСТ 9467, данный пункт регламентирует показатели электродов для сварки легированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву свыше 60 кгс/мм2, т.е. электродов типа Э70, Э85, Э100, Э125, Э150.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы, пояснив, что вышеуказанные нарушения допущены в следствии технической ошибки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения изменяют документацию об аукционе в электронной форме и нарушают ч.5 ст.65 Закон о конкратной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Эталон" на действия ГКУ "Дирекция департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" обоснованной в части отсутствия едениц измерения по п. 15, п. 16, п. 17; в части отсутствия сведений о необходимом объеме по п. 5, п. 9, п. 10, п. 25, п. 30; в части нарушения порядка разъяснения положений аукционной документации.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.2 ст.33, п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "скп-строй" по делу о нарушении Закона об осуществлении закупок N 2-57-5083/77-16 от 25.05.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А.Исаева
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
В.В. Скаковский
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 мая 2016 г. N 2-57-5195/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2016