Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И.Казарина,
специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С.Бруева,
при участии представителей:
ООО "Стройресурс-5" Муравьевой О.В., ГБУЗ "ГКБ N 5 ДЗМ" Черниковой С.С.,
рассмотрев жалобу ООО "Стройресурс-5" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 5 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг аутсорсинга санитарного персонала и услуг по поддержанию санитарно-эпидемиологического режима в отделениях ГБУЗ " ГКБ N 5 ДЗМ" в 2016 году (Закупка N 0373200052815000358)(далее-Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/16870 от 26.04.2016) документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений действующего законодательства, а именно, в части установления в аукционной документации требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя, требования к товарам установлены Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе, поскольку являются излишними и не предоставляются производителями, так, например:
В позициях п. 1, 4, 6,7,10,11,13,14,15 и т. д. Заказчиком установлены требования к нормам и показателям, на основании которых, согласно ГОСТ 12.1.007-76 определяется класс опасности. Значения таких показателей как "Средняя смертельная доза при введении в желудок", "Средняя смертельная доза при нанесении на кожу", "Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО)", "Зона острого действия", "Зона хронического действия" не предоставляют производители моющих средств. Таким образом, указание конкретных значений по подобного рода характеристикам возможно либо в результате проведения дополнительных исследований и закупки соответствующего оборудования (что не включено в стоимость работ по данному аукциону и не относится непосредственно к составу работ, заявленному в техническом задании).
Кроме того, согласно жалобы в ряде позиций Заказчик при описании товара использует нестандартные характеристики, которые не отражают потребность заказчика в данном материале, а являются отсылкой к основам химии. Так в ряде позиций заказчик устанавливает требования к товарам, используя химические формулы веществ и его номенклатурное название:
- поз. 7 заказчик указывает "(СООН)2" и номенклатурное название "кислота щавелевая";
- поз. 12 заказчик указывает NaOCl и номенклатурное название "гипохлорит Na";
- поз. 65 заказчик указывает NaHCO3 и номенклатурное название "гидрокарбонат натрия";
- поз. 70 заказчик указывает CH3CH(OH)CH3 и номенклатурное название "изопропиловый спирт"; указывает номенклатурное название "гидроксид аммония" и тривиальное "нашатырный спирт".
Вместе с тем, химические формулы веществ не указываются производителями товаров, таким образом описание товаров носит необъестивный характер.
Также в некоторых позициях заказчик по-разному указывает наименование одного и того же химического вещества:
- поз. 12 заказчик указывает "гипохлорит Na", при этом название соли заказчик указывает в соответствии с рациональной номенклатурой и использует зачем-то обозначение металла согласно Периодической системе Д.И. Менделеева;
- поз. 28 заказчик указывает "гипохлорит натрия", при этом название соли заказчик указывает полностью в соответствии с рациональной номенклатурой.
Аналогичное необъективное описание объекта закупки применительно к разнообразным и многочисленным расчетам концентраций рабочих растворов, которые встречаются во многих позициях (например, 18, 26, 27, 33, 81 и т.д.). При этом количество воды и средства, которое требуется для приготовления того или иного раствора не отражают качество товара, а являются исключительно требованием к выполнению работ. Кроме того, по мнению Заявителя никакого отношение к качеству работ не имеет тот факт, что сумма компонентов в составе средства должна быть равна 100% в пунктах: 4, 7, 9, 11,12, 16, 28, 32, 35, 38, 39, 41, 47, 50, 51, 52, 53, 58, 60, 66, 69, 71, 75, 77, 78, 79, 80, 84, 85.
Кроме того, заказчик устанавливает требования к содержанию химических веществ, не существующих в природе, например, поз. 43 "неионогенные поверхностно-активные вещества, анионные поверхностно-активные вещества, фосфаты, ЕДТА, фосфонаты, метилхлороизотиазолинон, метилизотиазолин", следовательно, невозможно предложит к поставке товар, соответствующий требованиям заказчика.
Также, устанолвено, что Заказчиком предъявлены требования к области применения требуемых при оказании средств, не имеющих отношения к предмету закупки, так, например:
- поз. 18: На объектах коммунально-бытового обслуживания (общежития, гостиницы),
детских учреждениях, предприятиях общественного питания;
- поз.65: Назначение:...на автотранспорте для перевозки пищевых продуктов, на предприятиях коммунально-бытового обслуживания (гостиницы, общежития, парикмахерские, массажные и косметические салоны, сауны, салоны красоты, бани, прачечные, предприятия общественного питания, промышленные рынки, общественные
туалеты), учреждений образования, культуры, отдыха, спорта (бассейны, санпропускники, культурно-оздоровительные комплексы, офисы, спорткомплексы, кинотеатры и др. объекты в сфере обслуживания населения). Аналогичные нарушения по поз.75, 85.
Кроме того, документация об аукционе содержит требования к режиму выполнения работ (периодичности проведения уборки, условиям разбавления растворов), как например по п.75, 81:
"генеральная уборка должна проводиться с интервалом от 1* до 4* недель", "время обеззараживания поверхности жёсткой мебели в помещениях рабочим раствором средства с концентрацией (по препарату) 0,1 % при бактериальных (кроме туберкулеза) инфекциях не должно быть более тридцати минут".
Комиссией Управления устанолвено, что Заказчиком предъявлены требования к параметрам, которые не являются стандартными, при этом в документации отсутствует обоснование необходимости использования подобного рода параметров заказчиком.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими документами и сведениями, в том числе стандартами и регламентами участнику закупки представляется возможным при формировании заявки на участие в аукционе определить конкретные значения вышеуказанных характеристик без проведения лабораторных исследований, а также затруднился пояснить, каким образом установление в аукционной документации требований к вышеуказанным характеристикам позволяет Заказчику обеспечить надлежащее исполнение исполнителем государственного контракта обязательств по данному контракту.
Таким образом в действиях заказчика устанолвены нарушения пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе ввиду использования нестандартных условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Доводами жалобы также являются действия Заказчика, связанные с тем, что в Форме 2 требования к числовым характеристикам установлены с использованием не общепринятых цифровых обозначений, а в словесной форме. Также, согласно жалобе, По ряду позиций требования Заказчика к товарам содержит показатели одновременно двух и более характеристик с установлением Заказчиком общих минимальных и максимальных значений показателя, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе может препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, например:
- поз. 2 "Концентрация при использовании в чистом виде, растворе",
- поз. 4, 6, 7, 58 и пр. "Средняя смертельная доза при введении в желудок и при нанесении на кожу"
- поз. 59 "Уровень и группа пожарной опасности"
- поз. 63 "Вредных веществ, таких как этилацетат, формальдегид, ацетон, ацетальдегид, мигрирующих в модельные среды"
- поз. 81 "Количество средства необходимое для приготовления рабочего раствора объемом 10 литров с концентрацией рабочего раствора (по препарату) 0,05%, 0,5%, 1%, 2,0%, 4%:"; "Количество воды необходимое для приготовления рабочего раствора объемом 10 литров с концентрацией рабочего раствора (по препарату) 0,05%, 0,5%, 1%, 2,0%, 4%:";
- поз. 62 "Количество воды для приготовления 5 л рабочего раствора при концентрации рабочего раствора (по препарату) 0,5 %, 1,0 %, 1,5%".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил соответствующих документов, свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе по данным позициям.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Стройресурс-5" на действия ГБУЗ "ГКБ N 5 ДЗМ" обоснованой.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии С.И. Казарин
Д.С. Бруев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 апреля 2016 г. N 2-57-4049/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2016