Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок Ермаковой М.В.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок Корнюшина П.М.,
Члена комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
при участии представителей:
ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ: Усенко А.В.,
ООО "АГАТ": Мурсаловой А.М.,
рассмотрев жалобу ООО "АГАТ" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственого контракта на выполнение генподрядных работ по капитальному ремонту корпуса N1 (общестроительные работы и инженерное обеспечение) ГБУЗ "Городская клиническая больница N40 ДЗМ " Филиал "Родильный дом" (Закупка N 0373200053815000332) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/20262 от 18.05.2016, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении неправомерных требований к товарам в аукционной документации.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно требований к товарам:
- в пункте 1 для товара "Шпатлевка" Заказчиком установлены следующие требования: Толщина3 слоя не менее *1 - 7* мм. Расход4 Не более 8 кг/м2, при этом, согласно сноскам "3Допустимая толщина, при которой сохраняются эксплуатационные качества; 4Сухой смеси при толщине слоя 5 мм", в Форме 2 размещена инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка)", что вводит в заблуждение участников закупки;
- в пункте 2 для товара "Смеси сухие цементно-песчаные растворные" ("Группа песка Средний/Мелкий/Очень мелкий/Тонкий. Класс песка II. Полный остаток песка на сите N063 до 45 % по массе. Содержание зерен крупностью свыше 10 мм Не более 5 % по массе. Содержание зерен крупностью свыше 5 мм не более 15% по массе. Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм не более 20 % по массе"), в пункте 21 для товара "Раствор строительный штукатурный" ("Содержание SО3 3,5 % по массе. Активные CaO+MgO
40 % по массе"), по мнению Заявителя, Заказчик незаконно устанавливает требования к сырью, из которого изготовлен товар, что может ограничивать количество участников закупки, ввиду невозможности указания данных характеристик при формировании заявки на участие в электронном аукционе;
- в пункте 14 для товара "Шурупы с потайной головкой" Заказчиком установлены следующие требования: "Диаметр головки (размер D на эскизе) 5.6, 6.5 мм. Длина (размер l на эскизе) 20 мм. Теоретическая масса 1000 шт. шурупов Не более 1,16 кг", при этом, согласно ГОСТ 1145-80 (СТ СЭВ 2327-80) "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры", требованиям которого должен соответствовать товар, размеры и масса шурупов должны соответствовать таблице 1 и Приложению 1. В установленных требованиях Заказчик указывает, что диаметр головки должен быть 5.6 мм или 6.5 мм, что соответствует шурупам с диаметром резьбы 3 и 3,5 мм, длиной 20 мм, при этом, требование к другому показателю "масса 1000 шт. шурупов не более 1,16 кг" позволяет участнику выбрать шурупы с диаметром резьбы 1.6, 2, 2.5, 3, 3.5 мм длиной от 7 до 20 мм, не соответствующие требованиям вышеуказанного ГОСТ;
- в пункте 21 для товара "Раствор строительный штукатурный" Заказчиком установлены следующие требования: "Тип заполнителя мытый кварцевый песок; речной песок", при этом, согласно п. 4.14.7 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар в качестве заполнителя следует применять: песок для строительных работ по ГОСТ 8736; золы-уноса по ГОСТ 25818; золошлаковый песок по ГОСТ 25592; пористые пески по ГОСТ 25820; песок из шлаков тепловых электростанций по ГОСТ 26644; песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов по ГОСТ 5578, при этом, указание на вышеуказанные заполнители в данных ГОСТ отсутствует.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 настоящего Федерального закона. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в соответствии с какими нормативными и техническими регламентами установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам п. 1 "Шпатлевка", п. 2 "Смеси сухие цементно-песчаные растворные", п. 14 "Шурупы с потайной головкой", п. 21 "Раствор строительный штукатурный", поскольку вышеуказанные требования могут вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Также Заявитель обжалует установление Заказчиком следующих требований к товарам, используемым при выполнении работ:
-в пункте 6 для товара "Линолеум поливинилхлоридный высокой износостойкости" Заказчиком установлены следующие требования: "Общая толщина От *2 до 2,3* мм", при этом, согласно таблице 1 ГОСТ 18108-80 "Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подоснове. Технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар, общая толщина линолеума не менее 3,6 мм;
-в пункте 13 для товара "Листы гипсокартонные" Заказчиком установлены следующие требования: "Ширина от *600 до 1 200* мм ", при этом, в п. 4.4 ГОСТ 6266-97 установлены номинальные размеры гипсокартонных листов, а именно ширина листов составляет 600 и 1200 мм, что вводит в заблуждение участников закупки;
-в пункте 14 для товара "Шурупы с потайной головкой" Заказчиком установлены следующие требования: "Соответствие эскизу должен соответствовать эскизу 2. Исполнение 1; 3. Шлиц крестообразный или плоский", при этом, в аукционной документации размещён Эскиз 2, которому должен соответствовать шуруп.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с примечанием к таблице 1 ГОСТ 18108 допускается по согласованию с потребителем изготовление линолеума других номинальных размеров, а также в соответствии с примечанием к п. 4.4 ГОСТ 6266-97 по согласованию изготовителя с потребителем могут быть изготовлены листы других номинальных размеров, что требования к шурупам не противоречат ГОСТ 1145-80, в том числе эскизам.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, свидетельствующие о невозможности формировании заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с вышеуказанными требованиями к товарам, используемым при выполнении работ, а также свидетельствующие об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен срок действия обеспечения исполнения контракта, что не позволяет участникам закупки определить срок банковской гарантии, предоставляемой исполнителем контракта.
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта
В соответствии с ч.1 ст. 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 10.1 проекта государственного контракта аукционной документации установлено: "Принять к сведению, что Исполнитель внес обеспечение исполнения Контракта на сумму __________ (___________) рублей ___ копеек, что составляет 5% от начальной (максимальной) цены Контракта, в форме _________________ (УКАЗЫВАЕТСЯ ФОРМА, В КОТОРОЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ). Срок действия данного обеспечения - по "___" __________ 20__ года включительно". При этом, п. 13.1 проекта государственного контракта предусмотрено: "Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до "31" декабря 2016 г.", что позволяет определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой исполнителем контракта.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе, а также свидетельствующие об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АГАТ" на действия ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 1 "Шпатлевка", п. 2 "Смеси сухие цементно-песчаные растворные", п. 14 "Шурупы с потайной головкой", п. 21 "Раствор строительный штукатурный".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и 2 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: М.В. Ермакова
Заместитель председателя Комиссии: П.М. Корнюшин
Член Комиссии: С.И. Казарин
Исп. Казарин С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 мая 2016 г. N 2-57-4855/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2016