Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Члена Комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ": В.В. Сафонова, М.И. Митиной,
в отсутствие ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/21594 от 25.05.2016),
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по паспортизации вентиляции ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ" (Закупка N 0373200099716000147) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/21594 от 25.05.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заявителем запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, при этом, Заказчиком не даны разъяснения положений аукционной документации.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанным доводом Заявителя.
Таким образом, Заказчиком в нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе не дано разъяснений положений аукционной документации, запрашиваемых Заявителем.
Кроме того, Заявитель указывает на то, что Заказчиком дано разъяснение положений аукционной документации, изменяющее её суть.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Форме 2 аукционной документации установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг, в частности, установлены требования к товару в п. 4 "Кабели силовые с медными жилами ВВГнг" установлено требование: "Число жил и сечение, мм2: 3х2,5; 5х10", "Жила заземления: 1,0-1,5", "Нулевая жила: 1,0-1,5".
На заседании Комиссии Управления установлено, что 17.05.2016 Заказчиком дано разъяснение положений документации об электронном аукционе NРД1, в котором Заказчик даёт ответ: "Данные требования в пункте 4 требований Формы 2 следует читать, как: "Жила заземления: 1,0-10", "Нулевая жила: 1,0-10".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение положений ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе дано разъяснение положений аукционной документации, изменяющее её суть.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно требований к товарам:
-в п. 1 "Рулоны теплоизоляционные" установлено требование: "Токсичность и безопасность для окружающей среды: должен быть без галогенов, не должен содержать CFC, HCFC, должен быть асбеста", что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет определить требование Заказчика;
-в п. 4 "Кабели силовые с медными жилами ВВГнг" установлено требование: "Число жил и сечение, мм2: 3х2,5; 5х10", "Жила заземления: 1,0-1,5", "Нулевая жила: 1,0-1,5", при этом, согласно 5.2.1.7 ГОСТ 31996-2012 Многожильные кабели должны иметь все жилы равного сечения;
-в п. 4 "Кабели силовые с медными жилами ВВГнг" установлено требование: "Напряжение, В: менее 1000", "Число жил и сечение, мм2: 3х2,5; 5х10", "Номинальная толщина изоляции, мм: до 3,4", при этом, согласно Таблице 4 ГОСТ 16442-80 максимальная толщина изоляции для требований заказчика может быть 0,9 мм;
-в п. 4 "Кабели силовые с медными жилами ВВГнг" установлено требование: "Электрическое сопротивление изоляции, пересчитанное на 1 км длины, измеренное при длительно допустимой температуре нагрева жил кабелей при эксплуатации, МОм: 0,001-50", при этом, согласно Таблице 9 ГОСТ 16442-80 минимальный показатель для данного значения составляет 0,005;
-в п. 4 "Кабели силовые с медными жилами ВВГнг" установлено требование: "Максимальное напряжение трехфазной сети, для которой предназначается кабель, кВ: менее 3,6", при этом, согласно Таблице 19 ГОСТ 16442-80 данное требование может принимать только одно значение: 0,72 кВ;
-в п. 4 "Кабели силовые с медными жилами ВВГнг" установлено требование: "Допустимые токи короткого замыкания кабелей, кА: Не более 0,41 продолжительность короткого замыкания не должна превышать 5 с", при этом, согласно Таблице 23 ГОСТ 31996-2012 для сечения 10 мм2 допустимый ток односекундного короткого замыкания будет 1,09 кА, значение для допустимых токов короткого замыкания продолжительстью короткого замыкания 5 секунд составляет 0,49 кА;
-в п. 8 "Трубы электротехнические" установлено требование: "Диэлектрическая прочность, В: более 1500", "Диэлектрическая прочность, В: более 1800 (50 Гц, в течении 15 минут)", что вводит в заблуждение участников закупки;
-в п. 10 "Раствор строительный штукатурный" установлено требование: "Максимальный возможный статический прогиб, %: 25-55", что не позволяет определить требование Заказчика, относительно какой характеристики участнику закупки необходимо представить значение максимального возможного статического прогиба;
-в п. 17 "Клей" установлено требование: "Внешний вид: Жидкость от жёлтого до красного цвета", что не позволяет определить требование Заказчика с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (Если числовом требовании параметра указано с предлогами "до" и/или "от", то данный предлог указывает, что крайнее значение не входит в возможный предел для предложения участника);
-в п. 18 "Виброизоляторы пружинные" установлено требование: "Рабочая деформация пружины под нагрузкой, ммм: 55-60", что не позволяет определить требование Заказчика, поскольку участника закупки вводит в заблуждение единица измерения "ммм".
Также Заявитель обжалует, что Заказчиком так же указано: "Предлагаемые Участником совместимые друг с другом товары должны подходить друг другу по размерам присоединительных частей, то есть должны быть предназначены для применения в комплекте, в частности: профили (ПС, ПН, ПП или ПСЭ, ПНЭ, ПП) для монтажа гипсокартонных перегородок; доски подоконные и заглушки к ним; умывальники и пьедесталы к ним; воздуховоды, шиберы и дроссель-клапаны.", при этом, в технической части аукционной документации установлены требования к товарам "Воздуховод" (Сечение: круглое диаметром 120-125 мм), "Дроссель клапан" (Сечение: круглое диаметром 100-125 мм), "Шиберы" (D, мм: 120-125; D, мм: 100-110), при этом, по мнению Заявителя, диаметр одного шиберной задвижки исключает диаметр другой шиберной задвижки, а согласно инструкции: "Участник закупки должен представить в своей заявке сведения на материалы, которые планируется использовать при производстве работ, техническое предложение с обязательным указанием конкретных значений параметров (соответствующих требованиям, установленным в нижеприведенной таблице), исключающих двусмысленное толкование свойств товара, в том числе предложение участника не должно содержать таких слов как: должно, может быть, или, более, менее и т.д., а также производные от этих слов". таким образом, следует, что указать два диаметра для воздуховода и дроссель-клапана не представляется возможным по инструкции. Помимо этого, требованию заказчика не удовлетворяют шиберы диаметром 111-119 мм.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную настоящего Федерального закона. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в соответствии с какими нормативными и техническими регламентами установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам п. 1 "Рулоны теплоизоляционные", п. 4 "Кабели силовые с медными жилами ВВГнг", п. 8 "Трубы электротехнические", п. 10 "Раствор строительный штукатурный", п. 17 "Клей", п. 18 "Виброизоляторы пружинные", а также к товарам "Воздуховод", "Дроссель клапан", "Шиберы", поскольку вышеуказанные требования могут вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе участниками закупки подано 9 заявок на участие в аукционе, при этом, все допущены к участию в электронном аукционе, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Кроме того Заявитель обжалует установление Заказчиком следующих требований к товарам, используемым при выполнении работ:
-в п. 2, 16 "Задвижка шиберная одностенная" установлено требование: "a, мм: 250-400", "b, мм: 180-260", а также в требованиях к данным товарам представлено схематическое изображение с соответствующим обозначением размеров, что, по мнению Заявителя, вводит в заблуждение участников закупки, поскольку на схематическом изображении стороны "a" и "b" равны и образуют квадрат;
-в п. 4 "Кабели силовые с медными жилами ВВГнг" установлено требование: "Допустимые токовые нагрузки кабеля на воздухе при переменном токе при нормальном режиме работы и при 100%-ном коэффициенте нагрузки кабелей, А: до 70", "Допустимые токовые нагрузки кабеля в земле при нормальном режиме работы и при 100%-ном коэффициенте нагрузки кабелей, А: не более 80", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ 16442-80, согласно которому токовая нагрузка в земле для жилы 2,5 мм2 составляет 28 А, а для жилы 10 мм2 не нормируется, а также положениям ГОСТ 31996-2012, согласно которому токовая нагрузка в земле для жилы 2,5 мм2 составляет 27 А, а для жилы 10 мм2 63*0,93 А.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к товару п. 4 "Кабели силовые с медными жилами ВВГнг" установлены в соответствии с ГОСТ 31996-2012.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, свидетельствующие о невозможности формировании заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с вышеуказанными требованиями к товарам, используемым при оказании услуг, а также свидетельствующие об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 1 "Рулоны теплоизоляционные", п. 4 "Кабели силовые с медными жилами ВВГнг", п. 8 "Трубы электротехнические", п. 10 "Раствор строительный штукатурный", п. 17 "Клей", п. 18 "Виброизоляторы пружинные", "Воздуховод", "Дроссель клапан", "Шиберы", в части дачи разъяснений положений аукционной документации, изменяющих её суть, а также в части неразмещения ответа на поданный Заявителем запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение чч. 4, 5 ст. 65, п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Член Комиссии С.И. Казарин
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июня 2016 г. N 2-57-5291/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2016