Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Члена Комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ГБУ "Жилищник района Бибирево": Е.А. Башкатовой,
ООО СК "Дубрава": Е.А. Иванчикова,
рассмотрев жалобу ООО СК "Дубрава" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Бибирево" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству ГБУ ГСГ СОШ N 2152 по адресу: г.Москва, кл. Корнейчука, д. 58б в 2016 г (Закупка N 0373200017516000245) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/22058 от 27.05.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя, в аукционной документации Заказчиком установлено требование о соответствии товаров требованиям ГОСТ, не позволяющее определить, какому нормативному документу должны соответствовать характеристики товаров.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.", а также приведен список ГОСТ, положениям которых должны соответствовать товары, используемые при выполнении работ.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об отсутствии возможности корректно сформировать заявку в соответствии с вышеуказанным положением инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в том числе, о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Заявитель обжалует установление Заказчиком в Форме N2 аукционной документации неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ, а именно:
-В п. 5 "Кольца колодцев" к требуемому параметру "Класс прочности бетона" установлены требуемые значения "Должен быть не хуже В22,5", что вводит в заблуждение участников закупки, так как невозможно определить какой именно класс будет не хуже;
-п. 3 "Пленка полиэтиленовая" к требуемому параметру "Линейная усадка при 100 оС" установлены требуемые значения "Не должна быть 3%", что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет участникам закупки сформировать заявку надлежащим образом.
-в п. 2 "Битумы нефтяные, дорожные жидкие" установлен требуемый параметр "Марка", в п. 4 "Смеси асфальтобетонные" установлен требуемый параметр "Вид минеральной составляющей", при этом, в инструкции по заполнению формы 2 не установлено правило чтений значений или диапазонов значений параметра указанных одновременно с использованием символов "точка с запятой" и "запятая", что ведет к ограничению количества участников закупки, и не позволяет участникам закупки сформировать заявку надлежащим образом;
-в п. 6 "Щебень из естественного камня для дорожных работ" установлены требуемые параметры "Потеря массы при испытании щебня (в насыщенном водном состоянии) на определение марки по дробимости", "Потеря массы после испытания на насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание", "Потеря массы после испытания на замораживание-оттаивание", "Потеря массы при испытании щебня на определение марки по истираемости", "Содержание: сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин, гипс, ангидрид и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3", "Содержание: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах", что, по мнению Заявителя, является излишним требованием, не позволяющим участникам закупки корректно сформировать заявку на участие в электронном аукционе;
-в п. 13 "Щебень из естественного камня для дорожных работ" установлены требуемые параметры "Потеря массы при испытании щебня (в насыщенном водном состоянии) на определение марки по дробимости", "Потеря массы после испытания на насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание", "Потеря массы после испытания на замораживание-оттаивание", "Потеря массы при испытании щебня на определение марки по истираемости", "Потеря массы при испытании щебня (в сухом состоянии) на определение марки по дробимости", "Содержание: сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин, гипс, ангидрид и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3", "Содержание: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах", "Содержание: слоистых силикатов, если слюды, гидрослюды, хлориты и другие являются породообразующими минералами", "Содержание: галлоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора", что, по мнению Заявителя, является излишним требованием, не позволяющим участникам закупки корректно сформировать заявку на участие в электронном аукционе;
-в п. 21 "Щебень из естественного камня для дорожных работ" установлены требуемые параметры "Потеря массы при испытании щебня на определение марки по истираемости", "Содержание: слоистых силикатов, если слюды, гидрослюды, хлориты и другие являются породообразующими минералами", "Содержание: галлоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора", "Содержание: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах", "Содержание: сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин, гипс, ангидрид и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3", "Потеря массы при испытании щебня на определение марки по дробимости в сухом состоянии", что, по мнению Заявителя, является излишним требованием, не позволяющим участникам закупки корректно сформировать заявку на участие в электронном аукционе.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную настоящего Федерального закона. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление требований к вышеуказанным товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам п. 5 "Кольца колодцев", п. 3 "Пленка полиэтиленовая", п. 2 "Битумы нефтяные, дорожные жидкие", п. 4 "Смеси асфальтобетонные", п. 6 "Щебень из естественного камня для дорожных работ", п. 13 "Щебень из естественного камня для дорожных работ" , п. 21 "Щебень из естественного камня для дорожных работ" установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Также доводом Заявителя является то, что Заказчиком неправомерно установлены требования к товару п. 4 "Смеси асфальтобетонные" к требуемому параметру "Вид минеральной составляющей", а именно, по мнению Заявителя, Заказчиком не установлена единица измерения данного параметра.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, а также свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам Заявителя, используемые при выполнении работ товары не учтены Заказчиком в сметном расчете, что препятствует корректному формированию ценового предложения.
В силу п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в сметном расчете не учтены, в частности, следующие товары: диск отрезной, скамейки, урна, домик-беседка, детский домик, мини-беседки, качалка на пружине, качалка-балансир, песочница, песочный дворик, стол-песочница, шведская стенка, столики с навесом, ворота хоккейные, игровой комплекс, машинка с горкой, спортивный комплекс, песок для строительных работ, вазоны, стенд информационные, а также товары по п. 10 "Проволока стальная", п. 11 "Электроды", п. 18 "Веревка".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в какой части сметного расчета содержится указание на вышеуказанные материалы, а также указание на их количество.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в сметном расчете не установлен объем используемых при выполнении работ товаров, что не позволяет сформировать ценовое предложение.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО СК "Дубрава" на действия ГБУ "Жилищник района Бибирево" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 5 "Кольца колодцев", п. 3 "Пленка полиэтиленовая", п. 2 "Битумы нефтяные, дорожные жидкие", п. 4 "Смеси асфальтобетонные", п. 6 "Щебень из естественного камня для дорожных работ", п. 13 "Щебень из естественного камня для дорожных работ" , п. 21 "Щебень из естественного камня для дорожных работ", а также в части неустановления объема используемых при выполнении работ товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Член Комиссии С.И. Казарин
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июня 2016 г. N 2-57-5337/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2016