Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.С.,
при участии представителей:
ГБУ "МОСКОВСКИЕ ЯРМАРКИ": Гуниной И.В., Кульковой Е.Н.,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: Гильмановой Д.Ф.,
в отсутствие представителей ООО "ВИКОМ", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/20308 от 26.05.2016),
рассмотрев жалобу ООО "ВИКОМ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "МОСКОВСКИЕ ЯРМАРКИ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на заключение государственного контракта на оказание комплекса услуг по организации и проведению фестиваля "Наш продукт" (Закупка N 0173200001416000347) (далее - Конкурс) в соответствии с ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 30.05.2016 МГ/22345 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации неправомерных критериев оценки конкурсных заявок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а именно, Цена контракта, значимость критерия - 60%; Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, значимость критерия - 40 % (показатели: "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ"; "Деловая репутация участника закупки"; "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами"; "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема").
Вместе с тем, согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 Правил оценки;
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком указано следующее: "Критерии оценки (показатели, содержание, значимость, порядок оценки). Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". (далее - Правила оценки заявок), а также установлен следующий порядок оценки:
2.порядок оценки по не стоимостным критериям - Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является в соответствии с п.23 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" наибольшее значение критерия оценки (показателя), количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi=КЗx100x(Кi/Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Показатели (подкритерии):
I. "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ", рассматривается квалификация специалистов, привлекаемых к выполнению работ по предмету конкурса.
Оцениваются предложения участника относительно количества специалистов, состоящих в штате предприятия, на предмет наличия дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений о специальном образовании, повышении квалификации и переподготовке в области организации культурно-массовых мероприятий, дизайна; максимальное значение по показателю - 25 баллов;
II. "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема". Оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем оказанных услуг сопоставимого характера, исчисляемый в рублях) в области организации культурно-массовых мероприятий, исполненных участником контрактов за последние 3 года (до даты подачи заявки на участие в конкурсе). Сведения о наличии опыта участника должны подтверждаться копиями исполненных без штрафных санкций государственных контрактов (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ и N 94-ФЗ (с актами оказанных услуг), гражданско-правовых договоров (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг. Максимальное значение по показателю- 25 баллов;
III. "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами". Оценивается предложение участника на основании представленных штатного расписания, копий трудовых книжек, трудовых договоров. Оцениваться общий численный состав организации, то есть количество сотрудников. Максимальное значение по показателю - 25 баллов;
IV. "Деловая репутация участника закупки". Оценивается количество представленных участником в составе заявки благодарственных писем, грамот, дипломов, отзывов. Учету подлежат не более одного отзыва (диплома, благодарственного письма, отзыва по одному и тому же контракту). Благодарственные письма, грамоты, дипломы, отзывы должны быть выданы участнику закупки не ранее 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, а также должна быть возможность их идентификации по дате, то есть на благодарственном письме (грамоте и т.д.) должна быть указана дата их выдачи. Максимальное значение по показателю- 25 баллов
Показатели, по которым отсутствуют предложения, оцениваются нулевым количеством баллов. В случае если участником не представлены обосновывающие предложения документы, заявке также присваивается 0 баллов.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер".
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлен порядок оценки, который не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленными участниками закупки сведениями, а также не указаны критерии отнесения ранее выполненных (оказанных) участниками закупки работ (услуг) к сопоставимым проводимому конкурсу, что ограничивает количество участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в конкурсной документации указан порядок оценки, для оценки заявок используется формула расчета, которая позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, кроме того, критерии отнесения ранее выполненных (оказанных) участниками закупки работ (услуг) к сопоставимым проводимому конкурсу указан в порядке оценки указано следующее: " Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема". Оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем оказанных услуг сопоставимого характера, исчисляемый в рублях) в области организации культурно-массовых мероприятий, исполненных участником контрактов за последние 3 года (до даты подачи заявки на участие в конкурсе). Сведения о наличии опыта участника должны подтверждаться копиями исполненных без штрафных санкций государственных контрактов (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ и N 94-ФЗ (с актами оказанных услуг), гражданско-правовых договоров (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг, что также позволяет определить критерии отнесения ранее выполненных (оказанных) участниками закупки работ (услуг) к сопоставимым проводимому конкурсу
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных критериев оценки конкурсных заявок и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также нарушающие законные права и интересы Заявителя.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно доводам Заявителя, нарушение его законных прав и интересов выразилось в установлении в конкурсной документации неисполнимых сроков оказания услуг.
На основании п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно доводам жалобы Заявителя в п.4 информационной карты конкурсной документации указано следующее: "оказания услуг с 09.06.2016 г до 19.06.2016 г". При этом, государственный контракт заключается не ранее 11 дней после опубликования протокола оценки заявок, таким образом, государственный контракт с победителем заключится не ранее 07.06.16, что нарушает законные права и интересы участников закупки, поскольку не предоставляется возможным оказать услуги по контракту за один день.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.05.2016 NПРО1 на участие в данном конкурсе подано 3 заявки, что также свидетельствует о возможности оказания услуг в установленные сроки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того, Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований в конкурсной документации и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также нарушающие Законны права и интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ВИКОМ" на действия ГБУ "МОСКОВСКИЕ ЯРМАРКИ" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России NМГ/20308 от 26.05.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Максимов И.С. (495) 784-75-05 (доб. 186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 июня 2016 г. N 2-57-5405/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2016