Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ГБУЗ города Москвы "Городская поликлиника N 36 Департамента здравоохранения города Москвы": Е.С. Тучковой,
в отсутствие представителей ООО "Ригель", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/21224 от 25.05.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Ригель" (далее - Заявитель) на действия БУЗ города Москвы "Городская поликлиника N 36 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на заключение государственных контрактов на оказание услуг по содержанию помещений (Закупки NN 0373200007016000033, 0373200007016000034, 0373200007016000035) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 25.05.2016 NМГ/21424 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционных документациях инструкции по заполнению заявки на участие в аукционах, не позволяющей участникам закупок корректно сформировать заявки на участие в закупках, а также обжалует установление Заказчиком в аукционных документациях неправомерных требований к товарам, применяемым при оказании услуг.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционах содержит следующие положения: "Предполагается, что участник закупки изучит всю документацию об аукционе, включая изменения, дополнения к документации об электронном аукционе, и разъяснения к документации об электронном аукционе. Неполное предоставление информации, запрашиваемой в документации об электронном аукционе, или же предоставление заявки на участие в электронном аукционе, не отвечающей всем требованиям документации об электронном аукционе, может привести к отклонению заявки на участие в электронном аукционе на этапе ее рассмотрения.
Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника электронного аукциона. Заявка на участие в электронном аукционе и все документы, относящиеся к заявке, составляются на русском языке. Любые вспомогательные документы, представленные участником электронного аукциона, могут быть составлены на другом языке, если такие документы сопровождаются надлежащим образом заверенным точным переводом на русский язык. Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог". Показатели значений не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать следующих слов (с учетом всех форм) "не более", "не менее", "или", "либо", "превышает", "не превышает" "выше" "ниже" "свыше" (за исключением случаев, установленных настоящей документацией), "может", "должен", "должен быть", "обязан" и т.п., то есть должны быть конкретными. Под неконкретными показателями понимаются показатели значений, которые указываются с теми же словами и знаками, сопровождающими числовые значения, а также значения, имеющие варианты выбора, которые установлены в наименовании и описании объекта закупки. Участник закупки указывает в своей заявке конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе с учетом взаимосвязи показателей, установленных в документации об аукционе, и других показателей, характеризующих указанный товар. При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров, в том числе слова и знаки, определяющие максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также варианты значений) в соответствии с обозначениями, установленными в наименовании и описании объекта закупки. Если в наименовании и описании объекта закупки значение показателя сопровождается словом "или", участником закупки должен быть указан конкретный показатель, соответствующий заявленным требованиям, но без сопровождения слова "или", если иное не установлено настоящей инструкцией. Если в наименовании и описании объекта закупки устанавливаются несколько показателей, относящихся к объекту закупки, и значения которого перечисляются и сопровождаются буквой и (или) знаками "и", "/", ",", ";" участником закупки должен быть предложен товар, с точно такими же значениями, сопровождаемые союзом и (или) знаками: "и", "/", ",", ";" соответственно, если иное не установлено настоящей инструкцией. Если в наименовании и описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и (или) нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами "не более", "не менее", "более", "менее", "от", "до", ">", "?", "?", "<", а также сопровождается словами "в пределах", "не превышает", "не должно превышать", "в интервале", "в диапазоне", при указании диапазона с использованием символа "-", а также если верхний и нижний предел диапазона установлены символом "", участником закупки в предложении устанавливается единственное конкретное значения, если иное не следует из данной инструкции. Слова "менее", "более", "до", "от" не включают обозначенные предельные размеры максимальных и минимальных значений, если иное не следует из данной инструкции и не противоречит наименованию и описанию объекта закупки. Слова "не менее", "не более", включают обозначенные предельные размеры минимальных и максимальных значений. В случае если в наименовании и описании объекта закупки установлены требования к различным показателям товаров в виде единого диапазона значений, участник закупки должен предоставить показатели для каждого значения в отдельности или один показатель для всех значений, если он одинаков и не противоречит нормативно-технической документации на товар и наименованию и описанию объекта закупки. Если в наименовании и описании объекта закупки установлены варианты значений, с использованием слов (с учетом всех форм) "из нижеследующих:", "следующих:", участнику закупки необходимо указать единственное конкретное значение из предложенных вариантов. Исключения: Показатели значений, содержащие слова и их производные (с учетом всех форм): "температура вспышки", "точка вспышки", "диапазон температуры хранения", "неионные тензиды", "катионные тензиды", "содержание комплексообразователей", "запас кислоты", "сухой остаток", "рабочий интервал температур", "расход", "фосфаты", "содержание анионных ПАВ", "содержание неионных ПАВ" являются неконкретными неизменяемыми и указываются в соответствии с требованиями Заказчика. Показатели значений, указанные со словами "более", "менее", "не более", "не менее" и сопровождающиеся при этом союзом "и", являются конкретными изменяемыми и указываются в соответствии с требованиями Заказчика", что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупок корректно определить каким образом при заполнении первых частей заявок, в частности, по характеристике "описание: должно устранять скольжение на всех известных поверхностях; придавать твердым половым покрытиям насыщенный блеск, высокую твердость, хорошую грязеотталкивающую способность и устойчивость к скольжению" товара "Специальное средство", описанной с применением указанных символов необходимо представлять сведения о предлагаемом к применению товаре.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при утверждении в аукционных документациях указанных положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционах.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционных документациях неправомерно установлены следующие требования к товарам применяемым при оказании услуг:
- в п. 5 "Моющее средство N3" установлено требование "рН: 6,0-8,0", что, по мнению Заявителя, не соответствует инструкции по заполнению заявки на участие в аукционах, поскольку инструкцией не предусмотрены правила чтения символа "-" без сопровождения словами "не более", "не менее", "более", "менее", "от", "до", "в пределах", "не превышает", "не должно превышать", "в интервале", "в диапазоне", а также символами ">", "", "
";
- в п. "Моющее средство N48" установлено требование "Состав: Минимальная температура окружающего воздуха при применении средства должна быть не выше -10 °C. Максимальная температура окружающего воздуха при применении средства должна быть не ниже 25 °C. Средство должно быть применимо в воде любой степени жёсткости. Максимальная температура хранения средства должна быть выше 20 °C. Средство должно быть пожаро- и взрывобезопасным", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к товару, поскольку Заказчиком указаны значения характеристик товара с использованием символа "-", при этом не установлены минимальные и максимальные значения характеристики;
- в п. "Пакеты для сбора мусора (объем 30 л)" установлено требование "Размеры (длина *ширина): В диапазоне от 44 до 70 * в диапазоне от 46 до 113 см", что, по мнению Заявителя, не соответствует инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, поскольку инструкцией по заполнению заявки не установлены правила чтения сочетания слов "в диапазоне", "от" и "до".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе содержит, в том числе, следующее положение: "Если в наименовании и описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и (или) нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами "не более", "не менее", "более", "менее", "от", "до", ">", "", "
", "<", а также сопровождается словами "в пределах", "не превышает", "не должно превышать", "в интервале", "в диапазоне", при указании диапазона с использованием символа "-", а также если верхний и нижний предел диапазона установлены символом "
", участником закупки в предложении устанавливается единственное конкретное значения, если иное не следует из данной инструкции".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении вышеуказанных требований к товарам, а также свидетельствующих о том, что требования аукционных документаций к товарам "Моющее средство N3", "Моющее средство N48", "Пакеты для сбора мусора (объем 30 л)" не позволяют участникам закупки корректно сформировать заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционных документациях неправомерно не установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность его доводов, а именно свидетельствующих о том, в соответствии с какими положениями законодательства об осуществлении закупки Заказчик при формировании аукционной документации обязан устанавливать требование о наличии у участника закупки вышеуказанного свидетельства, а также свидетельствующих о том, что отсутствие в аукционных документаций указанного требования нарушает законные права и интересы Заявителя как участника закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ригель" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская поликлиника N 36 Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части включения в инструкцию по заполнению заявок на участие в аукционах неправомерных требований.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 мая 2016 г. N 2-57-5207/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2016