Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей:
ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ: Усенко А.В.,
ООО "CТРОЙ-СИТИ": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение генподрядных работ по капитальному ремонту корпуса N1 (общестроительные работы и инженерное обеспечение) ГБУЗ "Городская клиническая больница N40 ДЗМ "Филиал "Родильный дом" (Закупка N 0373200053815000332) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.05.2016 NМГ/21008 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1, п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В сведениях о качестве технических характеристик товаров Заказчиком установлены требования к используемым при оказании услуг товарам, в частности:
- В п.16 "Шайбы" установлены требования к характеристикам таким как: обозначение группы От *21 до 24*.
- В п.21 ""Раствор строительный штукатурный" установлены требования к характеристикам таким как: "Активные CaO+MgO 40 % по массе", "Содержание SО3
3.5 % по массе", "Вяжущее Известь, цемент".
- В п.11, п.12 "Кабель силовой" установлены требования к характеристикам таким как: Ток на участке 1 км кабеля при испытательном напряжении 0,66 кВ постоянного тока.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования в п.16, п.21, п.11, п.12 Приложения N5 к техническому заданию, так как вышеуказанные характеристики являются излишне завышенными и являются не стандартными, также конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, представитель Заказчик затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, государственными стандартами установлены требования к характеристикам в п.16, п.21, п.11, п.12 сведений о качестве технических характеристик товаров, также аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования указанных показателей, требований, обозначений и терминологии.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения аукционной документаций предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в данном аукционе помимо конкретных показателей используемых при оказании услуг товаров, конкретные показатели материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления подобных сведений о материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что может вводить участников закупки в заблуждение.
Также Заказчиком в Приложении N5 к техническому заданию установлены требования к товарам используемым при выполнении работ, в частности:
- п.22 "Электропривод системы вентиляции тип 1":
-Максимальная температура перемещаемого воздуха: 400 °С,
-Класс изоляции двигателя (класс нагревостойкости): Не ниже F,
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования в п.22 Приложения N5 к техническому заданию, так как согласно ГОСТ 8865-93 "Системы электрической изоляции. Оценка нагревостойкости и классификация" классу нагревостойкости F соответствует температура 155°С. При этом более высокому классу H соответствует температура 180 °С. Также классы обозначаются следующим образом: для температуры 200 °С - класс 200, для 250°С - 250. Также имеется указание: температура выше 250°С должна повышаться на интервал в 25°С с присвоением соответствующих классов, что может вводить участников закупки в заблуждение. Кроме того, Заявитель указывает в своей жалобе на аналогичные нарушения а п.23 Приложения N5 технического задания.
- п.25 "Частотный преобразователь, тип 1":
-Номинальный выходной ток: 29.8 А,
На основании доводов жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования по п.25 Приложения 5 к техническому заданию, так как согласно ГОСТ 24607-88 "Преобразователи частоты полупроводниковые. Общие технические требования" номинальные токи на выходе преобразователей должны соответствовать ГОСТ 6827 и выбираться из ряда: 0,004; 0,006; 0,010; 0,016; 0,025; 0,04; 0,06; 0,10; 0,12; 0,16; 0,20; 0,25; 0,30; 0,40; 0,60; 1,00; 1,25; 1,60; 2,00; 2,50; 3,15; 4,00; 5,00; 6,30; 8,00; 10,0; 12,5; 16,0; 20,0; 25,0; 31,5; 40,0; 50,0; 63,0; 80,0; 100; 125; 160; 200; 250; 315; 400; 500; 630; 800; 1000; 1250; 1600; 2000; 2500; 3150; 4000; 5000; 6300; 8000; 10000; 12500; 16000; 20000; 25000 А, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку предоставляется возможным указать значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом противоречит ГОСТ 24607-88.
- п. "Частотный преобразователь, тип 2":
-Предельное рабочее значение температуры воздуха при эксплуатации не: не менее71 минус 10_+35 °С.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования по п. "Частотный преобразователь, тип 2" Приложения N5 технического задания, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки указано следующее: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения", "71 Тепературный диапазон применения не должен быть уже требуемого. Допускается более широкий диапазон температур", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не предоставляется возможным определить потребность Заказчика.
На основании ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить установление вышеуказанных требований в п.22 "Электропривод системы вентиляции тип 1", п.25 "Частотный преобразователь, тип 1", п.23, п. "Частотный преобразователь, тип 2" Приложения N5 технического задания.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что может вводить участников закупки в заблуждение.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 7 заявки на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям Приложения N5 к техническому заданию, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
2. Также Заказчиком в Приложении N5 к техническому заданию установлены требования к товарам используемым при выполнении работ, в частности:
- п.12 "Кабель силовой, тип 2":
-Исполнение: У**; УХЛ**; У; УХЛ; О*, 1; 2.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования в п.12 Приложения N5 к техническому заданию, так как согласно инструкции по заполнению заявки указано следующее: "В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра", "При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка)", что может вводить участника закупки в заблуждение, поскольку не предоставляется возможным определить потребность Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с требованиями ГОСТ 15150 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды", согласно которому в условное обозначение типа (марки) изделия дополнительно, после всех обозначений, относящихся к модификации изделия, вводят буквы и цифры, обозначающие вид климатического исполнения изделия. Например: электродвигатель типа АО2-21-4 в исполнении Т для категории размещения 2 обозначают АО2-21-4Т2.
- п.18 "Шпильки" - Теоретическая масса 1000 шт. стальных шпилек: Не более 100 кг.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования по п.18 Приложения N5 к техническому заданию, поскольку требования к длине шпилек не указаны, таким образом, не указание требований к параметрам, на основании которых следует предоставлять дальнейшие показатели товара вводит участников закупки в заблуждение.
- п.7 "Линолеум поливинилхлоридный высокой износостойкости" - Общая толщина: От *2 до 2,3* мм.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования по п.7 Приложения N5 к техническому заданию, поскольку ГОСТ 18108-80 "Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подоснове. Технические условия" общая толщина линолеума должна быть не менее 3,6.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с ГОСТ 18108-80, согласно которому допускается по согласованию с потребителем изготовление линолеума других номинальных размеров с теми же предельными отклонениями от них.
- п. "Шпатлевка" должен соответствовать требованиям ГОСТ 31189 "Смеси сухие строительные. Классификация", ГОСТ 31377 "Смеси сухие строительные штукатурные на гипсовом вяжущем. Технические условия", ГОСТ 28013 "Растворы строительные. Общие технические условия", что по мнению может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку данный материал не может одновременно быть и смесью сухой, и смесью сухие строительной штукатурной на гипсовом вяжущем, и строительным раствором. При этом данные нормативные документы не регламентируют такой товар как "Шпатлевка".
- п.11 "Кабель силовой, тип 1", п.12 "Кабель силовой, тип 2" установлены требования к характеристикам используемым при выполнении работ, таким как: "Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °С"; "Удельное объемное электрическое сопротивление при 70 °C"; "Относительное удлинение при разрыве"; "Температура хрупкости"; "Вес 1 км кабеля"; "Цвет оболочки"; "Толщина оболочки"; "Плотность"; "Цвет изоляции"; "Толщина изоляции"; "Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °C"; "Удельное объемное электрическое сопротивление при 70 °C"; "Относительное удлинение при разрыве"; "Температура хрупкости"; "Плотность"; "Длительно допустимая температура нагрева жил кабелей при эксплуатации"; "Токопроводящая жила (ТПЖ)"; "Материал проводника (далее -ТПЖ)"; "Удельное сопротивление проводника ()"; "Диаметр ТПЖ"; "Модуль упругости первого рода"; "Коэффициент теплопроводности (теплоемкость материала)"; "Плотность материала"; "Удельное электросопротивление"; "Наружный диаметр"; "Минимальный допустимый радиус изгиба при прокладке"; номинальная частота"; "номинальное напряжение частотой 50 Гц", а также установлены требования к свойствам изоляции.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены излишние требования по п.11 "Кабель силовой, тип 1", п.12 "Кабель силовой, тип 2" Приложения N5 к техническому заданию, поскольку согласно ГОСТ 15150 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды" и МЭК 529-89 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)" отсутствуют вышеуказанные характеристики.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с данными производителей товаров по п.11 "Кабель силовой, тип 1", п.12 "Кабель силовой, тип 2" Приложения N5 к техническому заданию, кроме того вышеуказанные характеристики товаров находятся в открытом доступе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, в инструкции по заполнению заявки отсутствуют сноски с указанными номерами в аукционной документации, что вводит участников закупки в заблуждение.
Заказчиком в Приложении N5 к техническому заданию установлены требования к товарам используемым при выполнении работ, в частности:
- п. "Шпильки":
-Класс точности 4041: А/В
-Шаг резьбы 3738: Крупный/мелкий мм,
- п. "Гайки":
-Шаг резьбы 3132: Крупный/мелкий мм,
-Класс точности 3435: А/В.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации Заказчика установлены сноски с отсутствующими номерами в аукционной документации, что вводит участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все вышеуказанные сноски присутствуют в аукционной документации, а именно "40", "41", "37", "38", "31", "32", "34", "35", что также позволяет определить требование Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ обоснованной в части установления неправомерных требований к используемым при выполнении работ товарам по п.16, п.21, п.11, п.12, п.22, п.25, п."Частотный преобразователь, тип 2" Приложения N5 технического задания.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Член комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 мая 2016 г. N 2-57-5118/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2016