Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Специалиста первого разряда отдела проверок государственных закупок В.В. Скаковского,
при участии представителей:
СС и НМП им. А.С. Пучкова: Бурцевой Н.А., Дятлова А.Б., Козлова А.В.,
ООО "АГАТ": Селезнёвой Н.В.,
рассмотрев жалобу ООО "АГАТ" (далее - Заявитель) на действия СС и НМП им. А.С. Пучкова (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственого контракта на техническое обслуживание и эксплуатация зданий, сооружений и инженерных систем (Закупка N 0373200000616000050) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/21284 от 24.05.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует неустановление требований к группе работ строительных при установлении дополнительных требований.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к п.2 Приложения N1 к Постановления Правительства Российской Федерации N 99, в случае установления дополнительных требований в соответствии с данным пунктом, такие дополнительные требования устанавливаются в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
На заседании Комиссии Управления установлено, что предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту, также установлено, что данные работы включены в состав работ кода 43 ОКПД2; начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 062 162,54 рубля.
Согласно п.17.2 Информационной карты вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать: "Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ Наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации. Наименование товаров, работ, услуг: Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей: Требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. (в соответствии с п.2 Приложение N1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N99).* Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов, в том числе в части отсутствия требований к группе строительных работ.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу необоснованности данного довода жалобы.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении противоречивых требований в аукционной документации.
На основании п. 1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.1 ст.22 Закона о контрактной системе Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с ч.12 ст.22 Закона о контрактной системе в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
В жалобе Заявитель указывает, что согласно п.9 Информационной карты: "Метод определения НМЦ: иной". Вместе с тем, согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, опубликованному в составе документации, расчет начальной (максимальной) цены (далее - НМЦ) осуществлен на основе проектно-сметного метода, что является противоречивыми сведениями и может вводить в заблуждение участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные сведения установлены вследствие нестабильной работы системы ЕАИСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушению Заказчиком п.1 ч.1 ст. 33, ч.12 ст.22 Закона о контрактной системе при установлении в п.9 Информационной карты метода обоснования НМЦ указанием как "иной".
3. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, а также инструкции по заполнению первых частей заявок, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и привести к ограничению количества участников закупки, а именно:
- п.1 "Сгон": Диаметр 15, 20, 25 мм; Максимальная температура проводимой среды не менее 175 оС; Максимальное давление не менее 1,6 МПа, что, по мнению Заявителя, является излишним, так как в ГОСТ 8969-75 "Части соединительные стальные с цилиндрической резьбой для трубопроводов р=1,6 мпa. сгоны" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) не регламентируются таким переметры как "Диаметр", "Максимальная температура проводимой среды", "Максимальное давление";
- п.24 "Прокладка паронитовая кольцевая тип 3": исполнение прокладки В; Наружный диаметр прокладки 149; 137 мм; Внутренний диаметр прокладки 127; 129 мм; Проход условный должно быть 100 мм, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 15180-86 "Прокладки плоские эластичные" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) условному проходу со значением 100 мм прокладки с внутренним диаметром 117, 129 мм;
- п. 32 "Олифа натуральная": Температура вспышки в закрытом тигле и температура самовоспламенения не менее 206 °С, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) в вышеуказанном параметре Заказчиком установлено требование к двум различным характеристикам товара;
- п. 32 "Олифа натуральная": Слой олифы при температуре (20 2) °С должен сохнуть не менее 24 ч, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) не регламентирует требования к такому параметру как "Слой олифы при температуре (20 2) °С должен сохнуть";
- п. 32 "Олифа натуральная": Гарантийный срок хранения натуральной олифы должен быть не менее 24 месяцев со дня изготовления, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) гарантийный срок хранения натуральной олифы - 24 мес со дня изготовления;
- п. 42 "Лента изоляционная хлопчатобумажная": Соответствует ГОСТ 2162-97; Скорость расклеивания изоленты (липкость) до и после термического старения не более 100 мм/мин, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как ГОСТ 2162-97 "Лента прорезиненная" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) не регламентирует требования к такому параметру как "Скорость расклеивания изоленты (липкость) до и после термического старения";
- п. 43 "Ветошь" Заказчиком в графе "Требуемый параметр" установлены требования "должен быть крупный лоскут", а в графе требуемое значение "должен отлично впитывать масло, воду", также в графе "Требуемый параметр" установлены требования "должен отлично впитывать масло, воду", а в графе требуемое значение "должен быть легкий, прочный, исключительно мягкий материал", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как вышеуказанные требования не позволяют участникам закупки идентифицировать потребность Заказчика;
- п. 44 "Лента поливинилхлоридная изоляционная": Температура хрупкости не более -30 °С, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как в соответствии с ГОСТ 16214-86 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная с липким слоем" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) температура хрупкости должны быть не выше минус 30°С ;
- п. 47 "Растворитель нефтяной": Соответствует ГОСТ 26377-84; Фракционный состав 90, 97,5 процентов перегоняется при температуре не выше 170 °С, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 26377-84 "Растворитель для технических целей" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) вышеуказанные характеристики являются различными и независимыми друг от друга. Вместе с тем, Заказчику установлены требования к этим характеристикам в одном параметре;
- п. 77 "Материал рулонный": Водонепроницаемость при давлении в течение не менее 2 ч (на поверхности образца не должно быть признаков проникания воды) 0,1 МПа, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как на момент подачи заявки участнику закупки не предоставляется возможным представить информацию о наличии (отсутсвии) признаков проникновения воды на поверхности образца товара "Материал рулонный".
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился подтвердить необходимость установления вышеуказанных требований, а также пояснить в какой части документации содержится обоснование установления вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно требований к товарам:
- п.52 "Лампы люминесцентные дуговые, ртутные высокого давления", п.53 "Лампы накаливания" Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей, а так же значения показателей которые не могут изменяться, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно Информационному письму от 17.03.2016 N71-18-141/14 Департамента Здравоохранения г. Москвы данные лампы требуется заменить за энергосберегающие.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к товарам п.52 "Лампы люминесцентные дуговые, ртутные высокого давления", п.53 "Лампы накаливания".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АГАТ" на действия СС и НМП им. А.С. Пучкова обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также в требований к методу определения начальной (максимальной) цены контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, ч.21 ст.22 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
В.В. Скаковский
исп. Бруев Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 мая 2016 г. N 2-57-5150/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2016