Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ГБОУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 1950": А.В. Душкина,
ООО "Эверест": П.Н. Стебенева,
рассмотрев жалобу ООО "Эверест" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 1950" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке внутренних помещений и прилегающей территории (ЦАО) (Совместная закупка) (Закупка N0373200173916000588) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмами Московского УФАС России NМГ/24967 от 15.06.2016, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в Форме 2 аукционной документации неправомерно установлены требования к инвентарю, используемому при выполнении работ, оказании услуг, в том числе к таким товарам как: веник, распиратор, совок с узким лезвием, садовые вилы, веерные грабли, садовая лейка, ершик, скребок, ведро, лопата, метла, газонокосилка снегоуборочная машина, тачка садовая, ледоруб-топор.
В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в Форме 2 аукционной документации, содержащей требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам используемых при исполнении государственного контракта товаров, сведения о которых в соответствии с п. 17.1 информационной карты аукционной документации участникам закупки необходимо указать в первой части заявки на участие в аукционе, характеристики товаров веник, распиратор, совок с узким лезвием, садовые вилы, веерные грабли, садовая лейка, ершик, скребок, ведро, лопата, метла, газонокосилка снегоуборочная машина, тачка садовая, ледоруб-топор, применяемых при исполнении государственного контракта.
При этом, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанный товар должен являться оборудованием исполнителя государственного контракта и не переходит на баланс Заказчика после исполнения государственного контракта.
Вместе с тем, в силу ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п.1 ч.1, 3 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении требований к наличию у участника закупки оборудования, применяемого при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, а именно:
- при описании характеристик товаров "Универсальное моющее средство" и "Моющее средство для уборки ручным и машинным способом" Заказчиком не указаны единицы измерения установленных характеристик, что не позволяет участникам закупки идентифицировать потребность Заказчика и сформировать заявку на участие в аукционе. Также, Заказчиком установлено требование к параметру "содержание дидекул диметил хлорид аммония", который не регламентируются производителями товаров, вследствие чего, не может быть указан в составе первой части заявки;
- при описании характеристик товара "Песок" Заказчиком продублированы следующие требования: "пески из отсевов дробления в зависимости от прочности горной породы и гравия разделяют на марки. Изверженные и метаморфические горные породы должны иметь предел прочности при сжатии не менее 60 МПа, осадочные породы - не менее 40 Мпа" в столбце "требуемый параметр" и "требуемое значение", что не позволяет участникам закупки определить требуемые минимальные/максимальные характеристики товара;
- Заказчиком установлены требования к товарам: "Лопата совковая" - размеры - должны быть не более двухсот семидесяти*двухсот пятидесяти*одной тысячи пятисот; "Метла" - размеры - должны быть не более пятьдесят девять*сорок четыре*девяносто. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки "В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка). Таким образом, согласно доводам жалобы, участникам закупки не представляется возможным идентифицировать установленные требования и предоставить значения по указанным характеристикам товаров;
- при описании требований товара "Уайт-спирит" Заказчиком установлено требование "продолжительность испарения ксилола при испытании на летучесть уйат-спирита по ксилолу" - "не должно быть менее или равно 4". Согласно общепринятым правилам и нормам, выражение "не должно быть менее или равно" является эквивалентным символу ">" (больше). Вместе с тем, согласно Инструкции по заполнению первой части заявки союз "или" означает необходимость выбора между двумя соседними значениями, в связи с чем, участникам закупки не предоставляется возможным определить будет ли значение "4" соответствовать требованиям аукционной документации;
- при описании требований товара "Уайт-спирит" Заказчиком установлены требования к компонентам - "массовая доля ароматических углеводородов" и "массовая доля общей серы", что является неправомерным и не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционе.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, Заказчиком не предоставлены возражения по указанным доводам жалобы, подтверждающие правомерность установления вышеуказанных требований к товарам, а также обоснования потребности необходимости установления вышеуказанных характеристик товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении требований к товарам "Универсальное моющее средство", "Моющее средство для уборки ручным и машинным способом", "Песок", "Метла", "Лопата совковая" и "Уайт-спирит".
3. По мнению Заявителя жалобы, Заказчик нестандартно описывает объект закупки, что затрудняет формирование заявки на участие в аукционе, а именно: указывает числовые показатели в словесной форме, в том числе: "Средство от насекомых" - объем - не должно быть менее нуля целых девяноста пяти стотысячных; "Садовые вилы" - общая длина - должна быть не менее одной тысячи ста семидесяти и не более одной тысячи двухсот.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе, документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании объекта закупки вышеуказанным образом, а также документов и сведений, свидетельствующих о невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Эверест" на действия ГБОУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 1950" обоснованной в части установления неправомерных требований к участникам закупки о предоставлении характеристик товаров, используемых при оказании услуг, выполнении работ, а также при установлении требований к товарам "Универсальное моющее средство", "Моющее средство для уборки ручным и машинным способом", "Песок", "Метла", "Лопата совковая" и "Уайт-спирит".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1-2 ч.1, ч.2 и ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Д.А. Орехов
исп. Е.А. Дейнега, 8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 июня 2016 г. N 2-57-6069/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2016