Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
Специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Несиева З.У.,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Грешневой Д.С.,
при участии представителей ГБУЗ "ДС N 15 ДЗМ": Иванова Д.С., Николаевой Е.А., а также представителя ООО "Метро Вагон-Клининг": Щербань Д.И.,
рассмотрев жалобу ООО "Метро Вагон-Клининг" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДС N 15 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке ГБУЗ "ДС N 15 ДЗМ" (Закупка N 0873200002716000017) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/22399 от 30.05.2016).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно требований к товарам:
· Согласно инструкции показатели бытовой химии должны соответствовать ГОСТ 51696-2000 "Товары бытовой химии. Общие технические требования" при этом, действие ГОСТ 51696-2000 завершено 01.01.2016 года, вместе с тем, в инструкции Заказчика установлено требование о соответствии предлагаемых при оказании услуг товаров ГОСТ 52345-2005 "Изделия косметические гигиенические моющие. Общие технические условия" при этом, действие ГОСТ 52345-2005 завершено 15.02.2015 года, а также в инструкции Заказчика установлено требование о соответствии предлагаемых при оказании услуг товаров ГОСТ Р 51022-97 "Товары бытовой химии. Методы определения анионного поверхностно-активного вещества" при этом, действие ГОСТ Р 51022-97 завершено 01.01.2016 года, что по мнению Заявителя может препятствовать корректному сформированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, а также ГОСТ.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования о соответствии товаров ГОСТ 51696-2000, ГОСТ 52345-2005, ГОСТ Р 51022-97 установлено на основании данных производителей, в частности, товаров "Сан Саныч", "Фанат", "Чистая Лазурь", которые производят товары в том числе и по вышеуказанным ГОСТ
· п. "Средство нейтральное моющее тип 1": "Описание: Должно быть нейтральное; Значение pH: около 8 (1 % раствора в дистиллированной воде)", при этом, согласно Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) (далее - Инструкция): "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словом: "около" участник закупки должен указать конкретное значение в интервале 10% указанного значения", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку согласно общепринятой классификации рН нейтральных средств составляет от 6,0 до 8,0 рН.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование к нейтральному средству с pH около 8 (1 % раствора в дистиллированной воде) установлено на основании сведений производителей данного товара, в частности, "Санаклин нео 123", "Малахит".
· п. "Средство щелочное тип 4": "По степени воздействия на организм человека средство относится классу: не опаснее третьего; Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны: более одного миллиграмма на кубический метр мг/м", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как в силу ГОСТ 12.1.007-76 "ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны более одного миллиграмма на кубический метр мг/м относиться к третьему и четвертому классу опасности.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ 12.1.007-76 четвертый класс опасности не опаснее третьего, таким образом, установленное требование к предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны: более одного миллиграмма на кубический метр мг/м соответствует как третьему, так и четвертому классу опасности.
· В Приложении N 1 отсутствует эксплуатационные характеристики требуемых при оказании услуг товаров, в частности, назначение средства и область применения моющих средств, что по мнению Заявителя, является неправомерным и может повлечь ограничение количества участников закупки.
· Также Заявитель указывает в составе жалобы на неправомерное установления одинаковых требований, а именно, по п. "Универсальное моющее средство тип 8", п. "Средство жидкое моющее тип 4", п. "Средство щелочное тип 13", п. "Средство щелочное тип 14", п. "Средство щелочное тип 5", п. "Средство жидкое дезинфицирующее тип 11", п. "Средство щелочное тип 8", п. "Универсальное моющее средство тип 3", п. "Моющее средство тип 12", п. "Средство нейтральное моющее тип 1", п. "Моющее средство тип 14", п. "Универсальное моющее средство тип 10", п. "Средство жидкое моющее тип 10", а также неправомерное установление требований к производственным мощностям, а именно, к ветоши, поскольку ветошь является инструментом, что по мнению что по мнению Заявителя, также является неправомерным и может повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что перечень услуг по уборке, обслуживанию помещений и виды работ установлены в техническом задании, а также пояснил, что такие товары как п. "Универсальное моющее средство тип 8", п. "Средство жидкое моющее тип 4", п. "Средство щелочное тип 13", п. "Средство щелочное тип 14", п. "Средство щелочное тип 5", п. "Средство жидкое дезинфицирующее тип 11", п. "Средство щелочное тип 8", п. "Универсальное моющее средство тип 3", п. "Моющее средство тип 12", п. "Средство нейтральное моющее тип 1", п. "Моющее средство тип 14", п. "Универсальное моющее средство тип 10", п. "Средство жидкое моющее тип 10", п. "Ветошь" являются различными закупаемыми товарами, требования к которым установлены на основании ресурсной ведомости, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности подачи заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, а также ГОСТ 51696-2000, ГОСТ 52345-2005, ГОСТ Р 51022-97, а также свидетельствующих об ограничении количества участником закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссии Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно требований к товару по п. "Дезинфицирующее средство тип 4": "По степени воздействия на организм человека средство относится к классу: Должно быть 4; Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны: > 1.0 мг/м; Средняя смертельная доза при нанесении на кожу: Должно быть > 500 мг/кг; Средняя смертельная концентрация в воздухе: > 5000 мг/м", при этом, согласно Инструкции: "Символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 12.1.007-76 "ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны более 1.0 мг/м, средняя смертельная доза при нанесении на кожу более 500 мг/кг и средняя смертельная концентрация в воздухе более 5000 мг/м относиться как к третьему так и к четвертому классу опасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседание Комиссии Управления представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены вышеуказанные нестандартные показатели и требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена таким образом, что в нарушение п. 1,2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может вводить в заблуждение участников закупки, а также может повлечь ограничение участников закупки, поскольку требования, установлены таким образом, что могут препятствовать корректному сформированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе подано 5 заявок, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Метро Вагон-Клининг" на действия ГБУЗ "ДС N 15 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. "Дезинфицирующее средство тип 4".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: З.У. Несиев
Д.С. Грешнева
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июня 2016 г. N 2-57-5247/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2016