Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствие представителя заявителя - ООО "Аурум" (надлежащим образом уведомлено), в присутствии представителей государственного заказчика Астраханской таможни, являющихся также членами ее единой комиссии, Акмаева А.Р. (доверенность от 09.02.2016 N21-43/1965), Данилова Н.С. (доверенность от 09.02.2016 N21-43/1966), рассмотрев жалобу ООО "Аурум" (адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, ул.Горького,34 литер А, оф.4) на действия государственного заказчика Астраханской таможни (адрес: 414018, г.Астрахань, ул.Адм.Нахимова, д.42) при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание клининговых услуг по уборке, эксплуатации, обслуживанию объектов таможенной инфраструктуры Астраханской таможни (реестровый N0325100011416000097), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 09.06.2016 поступила жалоба ООО "Аурум" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Астраханской таможни (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание клининговых услуг по уборке, эксплуатации, обслуживанию объектов таможенной инфраструктуры Астраханской таможни (реестровый N0325100011416000097) (далее - аукцион), в которой сообщалось, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением действующего законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Представители Астраханской таможни считают действия Заказчика законными и просят признать жалобу Заявителя необоснованной.
В связи с необходимостью изучения документации о закупке Комиссия решила объявить перерыв в рассмотрении дела до 17.06.2016 до 15 час 00 мин.
Уведомлениями Управления от 17.06.2016 N04/4217, 04/4216 Заказчик, члены его единой комиссии и Заявитель были уведомлены об объявлении перерыва в рассмотрении жалобы.
В указанное время рассмотрение дела было продолжено в отсутствие надлежащим образом уведомленных вышепоименованных лиц.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения аукциона, заслушав позицию представителей Заказчика, установила, что 24.05.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем. Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
I. Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик во исполнение указанных требований установил в аукционной документации характеристики товара, который должен использоваться при выполнении работ. При этом установленные характеристики (за исключением указанных в разделе II настоящего решения) не препятствуют участникам закупки оформить аукционные заявки, таким образом, чтобы они соответствовали как аукционной документации, так и техническим нормам.
Заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Положения аукционной документации, влекущие ограничение количества участников закупки, Комиссия не усматривает. Жалоба же обоснование того, каким образом то или иное положение аукционной документации может ограничить участие в аукционе потенциальных участников закупки, не содержит.
При этом аукционная документация содержит, как этого требует пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, инструкцию по заполнению заявки. В случае же если при оформлении аукционной заявки у участника закупки возникнет необходимость разъяснения положений аукционной документации, то он может воспользоваться предусмотренным частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе правом направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе.
ООО "Аурум" в целях разъяснения положений документации могло направить соответствующий запрос на адрес электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Безусловно, направление на адрес электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе является правом участника закупки, а не обязанностью. Однако указанным правом участник аукциона может воспользоваться в случае неясности положений документации и в целях исключения в последующем каких-либо злоупотреблений, связанных с оспариванием документации об аукционе и его результатов.
II. В п.29 таблицы N10 технического задания аукционной документации "Пена монтажная" установлено, что скорость отверждения должна превосходить показатель 40 мин. для слоя толщиной 3 см.
По мнению Комиссии, описание данного материала нельзя признать объективным, поскольку из примененной Заказчиком формулировки невозможно однозначно определить значение слова "превосходить". В рассматриваемом случае использование данного слова может предполагать необходимость предоставления участником закупки показателя, превышающего числовое значение "40" (количественный критерий), либо показателя, который будет меньше числового значения "40" (качественный критерий).
Кроме того необходимо также отметить следующее.
Заказчик в п. 36, п.37, п.38, п.39 таблицы N10 технического задания аукционной документации "Выключатели" установил следующие показатели и характеристики товара:
1. |
Выключатели |
Должны быть трехполюсными для установки на DIN-рейку или монтажную плату, рассчитаны на номинальный ток до 25 А; частоту тока до 60 Гц; напряжение до 250 В; масса менее 0,3 кг; износостойкость: количество циклов не менее 30 000, отключающая способность менее 0,5 мс. |
2. |
Выключатели |
Должны быть однополюсными, рассчитаны на номинальный ток до 25 А; частоту тока до 60 Гц; напряжение до 250 В; масса менее 0,3 кг; износостойкость: количество циклов не менее 30 000, отключающая способность менее 0,5 мс. |
3. |
Выключатели |
Должны быть трехполюсными, рассчитаны на номинальный ток до 40 А; частоту тока до 60 Гц; напряжение до 250 В; масса менее 0,3 кг; износостойкость: количество циклов не менее 30 000, отключающая способность менее 0,5 мс. |
4. |
Выключатели |
Должны быть дифференциального тока, рассчитаны на номинальный ток до 25 А; частоту тока до 60 Гц; напряжение до 250 В; масса менее 0,3 кг; износостойкость: количество циклов не менее 30 000, отключающая способность менее 0,5 мс. |
Согласно п. 3.5.5 ГОСТ Р 50345-2010 наибольшая включающая и отключающая способность (short-circuit (making and breaking) capacity): переменная составляющая ожидаемого тока, выраженная его действующим значением, которую выключатель должен включать, проводить в течение времени отключения и отключать в заданных условиях.
Единица силы электрического тока А - ампер (А).
Таким образом, отключающая способность измеряется в амперах (А), а не в "мс", как указал в п. 36, п.37, п.38, п.39 таблицы N10 технического задания аукционной документации Заказчик.
Согласно п 3.5.9 ГОСТ Р 50345-2010 в "мс" измеряется время расцепления.
Таким образом, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением правил описания объекта закупки, что является нарушением ч.2 ст. 33 и п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе. Данное нарушение не позволяет участникам закупки подать аукционную заявку, соответствующую требованиям как технического задания аукционной документации, так и требованиям ГОСТ.
III. Как следует из протокола N0325100011416000097/1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.06.2016, на участие в электронном аукционе было подано 10 аукционных заявок, зарегистрированных под NN1,2,3,4,5,6,8,9,10,11.
Единая комиссия Заказчика отказала в допуске к участию в аукционе участникам закупки, заявки которых были зарегистрированы под N3,4,5,6,8,9,10,11, на основании п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, что, мнению Комиссии Управления, является обоснованным.
Заявки под NN1,2 были признаны единой комиссией соответствующими аукционной документации.
Комиссия, изучив заявки участников закупки, зарегистрированные под NN1,2, приходит к выводу о несоответствии данных заявок требованиям аукционной документации Заказчика по следующим основаниям.
Заказчик в пп.2.2 п.2 аукционной документации установил, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Участники закупки, заявки которых зарегистрированы под NN1,2, в п.30 таблицы N5 "Семена газонных трав" заявок не указали конкретные показатели содержания семян других видов в овсянице луговой" (указан и показатель 0,5%, и показатель 0,6%, при этом не ясно, какой именно из этих показателей является действительным), содержания семян сорняков в овсянице луговой (указан и показатель 0,8%, и показатель 1,5%, при этом не ясно, какой именно из этих показателей является действительным), содержания наиболее вредных семян в овсянице луговой (указан и показатель 300 шт./кг, и показатель 600 шт./кг, при этом не ясно, какой именно из этих показателей является действительным).
Кроме того, содержание семян газонных трав не может превышать 100%, однако участники закупки, подавшие заявки под NN1,2, превысили данное значение: содержание райграса пастбищного 30% + содержание тимофеевки луговой 20% + содержание овсяницы луговой 25% + содержание овсяницы красной 9% + содержание овсяницы тростниковой 10% + содержание мятлика лугового 10% + содержание райграса однолетнего 5% = 109 %. Таким образом, участниками закупки предоставлены недостоверные сведения о содержании товара.
Ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Однако, единая комиссия в нарушение ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе протоколом от 10.06.2016 N0325100011416000097/1 приняла решение о допуске к участию в аукционе участников закупки, подавших заявки под NN1,2.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аурум" на действия государственного заказчика Астраханской таможни (адрес: 414018, г.Астрахань, ул.Адм.Нахимова, д.42) при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание клининговых услуг по уборке, эксплуатации, обслуживанию объектов таможенной инфраструктуры Астраханской таможни (реестровый N0325100011416000097) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Астраханскую таможню нарушившей ч.2 ст.33, п.1 ч.1. ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание клининговых услуг по уборке, эксплуатации, обслуживанию объектов таможенной инфраструктуры Астраханской таможни (реестровый N0325100011416000097).
3. Признать единую комиссию государственного заказчика Астраханской таможни нарушившей ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание клининговых услуг по уборке, эксплуатации, обслуживанию объектов таможенной инфраструктуры Астраханской таможни (реестровый N0325100011416000097).
4. Выдать государственному заказчику Астраханской таможни предписание аннулировать электронный аукцион на право заключить государственный контракт на оказание клининговых услуг по уборке, эксплуатации, обслуживанию объектов таможенной инфраструктуры Астраханской таможни (реестровый N0325100011416000097).
5. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 17 июня 2016 г. N 145-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2016