Резолютивная часть объявлена 01.06.2016. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 06.06.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления.
Членов комиссии:
- Плеханов А.Г. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт Управления.
от Заявителя - Давиденко М.Г. решение N10 от 10.12.2015;
от Заказчика - Лобащук Ю.В. по доверенности N30 от 31.05.2016;
от Уполномоченного органа - Соколов О.Н. по доверенности от 26.10.2015;
рассмотрев жалобу ООО "Идиллия" (далее - Заявитель) от 25.05.2016 N910-ж на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта" при проведении электронного аукциона, предметом которого является строительство объекта: "Сети водоснабжения п.Выкатной Ханты-Мансийского района (3 этап)" (извещение N 0187300008416000081) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно:
1. В установленном порядке в адрес Общества Заказчиком через оператора электронной площадки был направлен проект контракта. При этом в проекте контракта отсутствовали показатели, указанные в заявке. То есть проект контракта не соответствовал требованиям статьи 34 и статьи 70 Закона о контрактной системе, поскольку не содержал данные о конкретных показателях товара, соответствующих показателям указанным в заявке победителя закупки.
2. Заказчики в проекте контракта указывает на окончание срока выполнения работ в такой формулировке, которая не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет. Соответственно не представляется возможным установить срок действия гарантии.
В пункте 17.2. проекта контракта указано, что контракт считается заключенным и вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до 100 календарных дней со дня заключения Контракта, за исключением обязательств по оплате услуг, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки.
В данном случае действие контракта связано с моментом его заключение (начало действия контракта) (данный момент победитель аукциона не может определить по объективным причинам) и до полного исполнения сторонами своих обязательств, в том числе, по оплате услуг, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (окончание действия контракта).
Таким образом, окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон. Данное событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять окончание течения срока, в том числе и срока действия контракта. Заказчик предполагает возможность обеспечения исполнения контракта банковской гарантией, при этом в контракте установлен срок для предоставления указанного обеспечения.
Фактическое обеспечение исполнения контракта банковской гарантией невозможно, поскольку в контракте отсутствуют сведения о дате его исполнения, тогда как банковская гарантия должна превышать срок действия контракта на 1 месяц.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона на строительство объекта: "Сети водоснабжения п.Выкатной Ханты-Мансийского района (3 этап)" (извещение N 0187300008416000081) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 31.03.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В силу части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Аналогичные требования установлены Заказчиком в пункте 29 раздела 1 аукционной документации.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.04.2016 N0187300008416000081-1 к участию в электронном аукционе был допущен только один участник.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционной (единой) комиссией Уполномоченного органа было принято решение о признании победителем электронного аукциона ООО "Идиллия".
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В установленный законом срок 04.05.2016 Заказчиком был размещен проект контракта.
Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В силу части 5 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
Победителем электронного аукциона был направлен протокол разногласий, с целью внесения изменений в проект контракта, а именно "Просим вас внести изменения в муниципальный контракт N0187300008416000081_299911 выполнение работ по строительству объекта в пункт: 18. Адрес места нахождения, банковские реквизиты и подписи сторон. В реквизитах подрядчика указать: Тел./факс 8 (3812) 90-14-30".
В связи, с поступившим протоколом разногласий, Заказчиком повторно был размещен проект контракта 13.05.2016 с учетом разногласий победителя.
15.05.2016 победителем электронного аукциона был подписан проект контракта, в качестве обеспечения исполнения контракта была предоставлена банковская гарантия N0047151 от 11.05.2016.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 7 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
19.05.2016 Заказчиком был опубликован протокол отказа от заключения контракта от 19.05.2016 N0187300008416000081-8, основанием отказа послужило несоответствие банковской гарантии требованиям части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Замечания по банковской гарантии поступили победителю электронного аукциона 18.05.2016, согласно которым Заказчиком установлены следующие не соответствия:
- пункт 6 банковской гарантии не соответствует в части сроков о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе;
- не соответствует в части прилагаемого перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013.
Проанализировав банковскую гарантию N0047151 от 11.05.2016 Комиссией Управления был установлено, что пункт 6 банковской гарантии содержит следующее условие: "В случае неисполнения/ ненадлежащего исполнения Принципалом своих обязательств по Муниципальному контракту, Гарант обязуется, по требованию Бенефициара, возместить/оплатить указанную в требовании сумму, в соответствии с условиями настоящей банковской гарантии и Муниципального контракта, но не свыше суммы указанной в пункте 1 настоящей банковской гарантии, в течение 10 (Десяти) рабочих дней после поступления письменного требования Бенефициара о платеже по настоящей банковской гарантии".
Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанное требование в пункте 6 банковской гарантии не соответствует требованиям части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий") (далее - Постановление N 1005) установлен перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, согласно которому Бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - требование по банковской гарантии) направляет гаранту следующие документы:
- расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Однако, в соответствии с пунктом 6 банковской гарантии вместо требования о предоставлении платежного поручения, подтверждающего перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса) установлено иное требование, а именно "уведомление Гаранта Бенефициаром о нарушении Принципалом условий Муниципального контракта или расторжении Муниципального контракта в случаях, когда направление такого уведомления предусмотрено условиями Муниципального контракта или законодательством Российской Федерации", что не соответствует требованиям Постановления N 1005.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика пояснил, что спецификация к контракту было сформирована в полном соответствии с поданной заявкой победителя электронного аукциона.
Пояснить по какой причине Заявитель указал в жалобе довод о несоответствии спецификации контракта заявке победителя электронного аукциона, представитель Заявителя не смог.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях Заказчика нарушения положений законодательства о контрактной системе не установлено.
2. По второму доводу Заявителя о нарушении положений законодательства о контрактной системе в части установления сроков исполнения контракта Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно информации с официального сайта Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.04.2016 N0187300008416000081-1 размещен на сайте оператора электронной площадки и на официальном сайте 26.04.2016.
Вместе с тем, жалоба ООО "Идиллия" подана в Ханты-Мансийское УФАС России посредством электронной почты 24.05.2016 в 20:14.
В соответствии с частью 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления не рассматривает второй довод Заявителя, поскольку жалоба подана по истечении срока на обжалование на положения аукционной документации.
Дополнительно Комиссия Управления поясняет, что на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика отметил, что к срокам действия банковской гарантии у Заказчика замечания отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Идиллия" от 25.05.2016 N910-ж на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта" при проведении электронного аукциона, предметом которого является строительство объекта: "Сети водоснабжения п.Выкатной Ханты-Мансийского района (3 этап)" (извещение N 0187300008416000081) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 июня 2016 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2016