Резолютивная часть объявлена 02.06.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 07.06.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления,
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" от 26.05.2016 N926-ж на действия Заказчика - Администрация Белоярского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение дополнительных работ по строительству объекта "Полигон утилизации твердых бытовых отходов в с. Полноват Белоярского района" (извещение N 0187300008516000087) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика в части формирования аукционной документации с нарушением Закона о контрактной системе.
1. Проект контракта содержит противоречивую информацию о возможности привлечения субподрядных работ к выполнению работ по объекту.
2. В Проекте контракта Заказчиком неправомерно установлено требование о том, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 90 календарных дней, если иные положения документации не дают возможности установить конкретный минимальный срок банковской гарантии.
3. Требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также требование об обязательном наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с разрешением члену СРО осуществлять организацию работ, стоимость которых по одному договору не менее, чем начальная цена контракта не соответствует требованиям законодательства.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение дополнительных работ по строительству объекта "Полигон утилизации твердых бытовых отходов в с. Полноват Белоярского района" (извещение N0187300008516000087) размещены на официальном сайте единой информационной системы 11.05.2016.
По первому доводу Заявитель указал следующее.
Проект контракта содержит противоречивую информацию о возможности привлечения субподрядных работ к выполнению работ по объекту. Пункт 1.2 предполагает, что все работы будут выполнены подрядчиком самостоятельно:
"1.2. Работа выполняется иждивением Подрядчика из его материалов, его силами и средствами. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц".
Но при этом пункт 5.1 дает подрядчику право привлекать сторонние организации:
"5.1. Подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Заказчиком допущено нарушение пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе: указаны сведения о наличии/отсутствии возможности у участника закупки привлечь субподрядчиков в ходе выполнения работ, являющихся предметом контракта, противоречивым, необъективным образом, не позволяющим участникам однозначно понять условия закупки.
В письменных возражениях Заказчик указал, что в своей жалобе Заявитель корректно цитирует проект контракта (Приложение N 3 к Документации об аукционе в электронной форме), ошибочно полагая, что указанные в нем нормы являются противоречивыми.
Статьей 704 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами, при этом, подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.
Исходя из толкования норм ГК РФ следует, что статья 704 лишь закрепляет материальную ответственность сторон: подрядчика и/или заказчика, не обязывает подрядчика выполнять работы лично и не лишает его права на привлечение к выполнению работ третьих лиц (субподрядные организации).
При этом статья 706 ГК РФ устанавливает, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), что и было установлено Заказчиком в проекте контракта.
Соответственно, именно статья 706 ГК РФ закрепляет отношения между подрядчиком и субподрядчиком.
Кроме того, в разделе 5 "Привлечение субподрядчиков" проекта контракта (Приложение N 3 к Документации об аукционе в электронной форме) предусмотрено, что подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), при этом подрядчик несет перед Заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 ГК РФ.
Изучив доводы сторон Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
2. По второму доводу Заявитель указал следующее.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
Согласно части 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Анализируя приведенные положения, следует заключить, что в аукционной документации должны приводиться конкретные условия обеспечения исполнения контракта, в частности, касающиеся срока действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
В Проекте контракта указано:
"7.4. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок выполнения работ по контракту не менее чем на 90 (девяносто) календарных дней".
Между тем, как следует из ст. 190 ГК РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Учитывая данную норму в совокупности с тем обстоятельством, что в аукционной документации должны приводиться конкретные условия обеспечения исполнения контракта, следует заключить, что в аукционной документации неправомерно воспроизведение последнего предложения части 3 ст. 96 Закона о контрактной системе и должен быть указан конкретный минимальный срок действия банковской гарантии, например один месяц.
Таким образом, Заказчиком в Проекте контракта Заказчиком неправомерно установлено требование, что срок действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на 90 календарных дней, если иные положения конкурсной документации не дают возможности установить конкретный минимальный срок банковской гарантии.
Заказчик письменно возразил следующее.
В соответствии с ч.1 ст.96 Закона о контрактной системе Заказчик в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, обязан установить требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, одной из мер обеспечения исполнение контракта является предоставление банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона Закона о контрактной системе, срок действия которой должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В статье 45 Закона о контрактной системе установлены требования к непосредственно банковской гарантии, так например, подпункт 5 части 2 ст.45: "банковская гарантия должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона".
Таким образом, Закон о контрактной системе объективно не содержит обязательства заказчика устанавливать в проекте контракта (в документации об аукционе в электронной форме) конкретный срок действия банковской гарантии, предоставляемой поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Согласно ч.1 ст.96 Закона о контрактной системе, заказчиком в проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, которое, в свою очередь, и было установлено Заказчиком.
Но при этом Закон о контрактной системе четко определяет обязательные требования к самой банковской гарантии: банковская гарантия должна содержать срок ее действия.
Проектом контракта установлено:
1) срок выполнения работ - не позднее 30 августа 2016 года (п. 4.1 проекта контракта);
2) условие, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок выполнения работ не менее чем на 90 (девяносто) календарных дней.
Полагаем, что Заказчик предельно четко и недвусмысленно сформулировал необходимые требования, создав все возможные условия для предоставления Подрядчиком надлежаще оформленной банковской гарантии.
Тем самым, требование к минимальному сроку действия гарантии, обозначенное в проекте контракта, полностью соответствует нормам Закона о контрактной системе и ничем не нарушает, а, скорее, защищает права Контрагента. Предположим ситуацию, когда в проекте контракта Заказчиком, как настаивает Заявитель, будет указан конкретный срок действия банковской гарантии, например, 45 календарных дней со дня окончания срока выполнения работ. При этом, Подрядчик нашел банк, который готов предоставить банковскую гарантию на более выгодных условиях (за существенно меньшую плату), но по условиям банка срок гарантии должен быть, допустим, ровно 6 месяцев (и не днем меньше). Убеждены, что в этом случае указание Заказчиком для Контрагента конкретного срока действия гарантии будет нарушением его (Контрагента) прав на самостоятельный выбор Гаранта.
Изучив доводы сторон Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
3. Как следует из доводов жалобы, согласно пункту 2 Информационной карты, "в свидетельстве СРО должно быть разрешено члену СРО осуществлять организацию работ, стоимость которых по одному договору не менее, чем начальная цена контракта".
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Согласно части 7 статьи 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника закупки на торгах.
Таким образом, действия Заказчика установившего в Аукционной документации неправомерное требование к участникам, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из возражений Заказчика, Законом о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется как предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.
В пункте 11 Информационной карты аукциона Заказчиком определена начальная (максимальная) цена контракта в размере 17 640 000 (семнадцать миллионов шестьсот сорок тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Согласно части 7 статьи 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".
Следовательно, условием допуска к заключению контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника закупки на торгах.
Таким образом, под начальной ценой контракта Заказчиком подразумевалась цена, предложенная победителем аукциона или единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) аукциона (в случае заключения контракта по основаниям п.25 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, заявка которого на участие в аукционе признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, снижения которой возможно, в случае, предусмотренном пп.а п.1 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе и п.32 Информационной карты аукциона.
Кроме того, в соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Аукционной документацией установлены требования к работам по организации строительства.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" от 26.05.2016 N926-ж на действия Заказчика - Администрация Белоярского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение дополнительных работ по строительству объекта "Полигон утилизации твердых бытовых отходов в с. Полноват Белоярского района" (извещение N 0187300008516000087) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 июня 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2016