Резолютивная часть объявлена 03.06.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 08.06.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Федоров А.В., действующий на основании приказа N55/2016/1 от 16.05.2016.
рассмотрев жалобу ООО "Аудиторская фирма "Кодастр" от 27.05.2016 N942-ж на действия Заказчика - Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры" при проведении открытого конкурса, предметом которого является услуги по обязательному аудиту Акционерного общества "Издательский дом "Новости Югры" за 2015 г. (извещение N0487200001416000006) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в конкурсной документации нестоимостные критерии оценки заявок с нарушением законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Извещение и аукционная документация о проведении открытого конкурса, предметом которого является услуги по обязательному аудиту Акционерного общества "Издательский дом "Новости Югры" за 2015 г. (извещение N0487200001416000006) размещены на официальном сайте единой информационной системы 17.05.2016.
По первому доводу Заявитель указал следующее.
В конкурсной документации Разделе 1.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА п. 23 Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе (Предложений участника в отношении объекта закупки) Заказчик установил следующие критерии оценки заявок:
N п.п |
Критерий оценки заявок |
Значимость критерия оценки заявок, % |
1. |
Цена договора |
60 |
2. |
Срок исполнения договора |
40 |
ИТОГО: |
100 |
Считаем, что установление критерия "Срок исполнения договора", как нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе является незаконным, необоснованным и нарушает статью 32 Закона о контрактной системе, а также Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1085).
Часть 1 статьи 32 Закона о контрактной системе устанавливает следующие критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В Постановлении N1085 утверждены Правила, которые определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение). В соответствии пунктом 2 этих Правил:
2. Настоящие Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пункт 25 раздела III. Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки гласит, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Пункт 27 раздела III. Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки гласит, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Оценка заявок может производиться только по указанным выше критериям и показателям.
Таким образом, Заказчик, установив в конкурсной документации критерий оценки заявок "Срок исполнения договора", нарушил Закон о контрактной системе, а также Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления, что несогласен с доводами Заявителя, однако в связи с производственной необходимостью Заказчиком 13.05.2016 утверждены и размещены на официальном сайте изменения в конкурсную документации и продлен срок подачи заявок.
Изучив доводы сторон Комиссия Управления установила следующее.
Предметом открытого конкурса являются услуги по обязательному аудиту.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 утверждены Правила оценки заявок.
Согласно пункту 1 раздела I Правил настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
В силу пункта 2 раздела I Правил настоящие Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Заказчик 17.05.2016 указал в конкурсной документации следующие критерии и показатели оценки заявок участников.
Оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
N п.п |
Критерий оценки заявок |
Значимость критерия оценки заявок, % |
1. |
Цена договора |
60 |
2. |
Срок исполнения договора |
40 |
ИТОГО: |
100 |
Оценка заявок осуществляется на основании указанных выше критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в настоящей конкурсной документации. Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100%.
31.05.2016 в конкурсную документацию были внесены следующие изменения.
Оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
N п.п |
Критерий оценки заявок |
Значимость критерия оценки заявок, % |
1. |
Цена договора |
90 |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
10 |
ИТОГО: |
100 |
Оценка заявок осуществляется на основании указанных выше критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в настоящей конкурсной документации. Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100%.
2. Порядок оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Значимость критерия - 10 %; Коэффициент значимости критерия - 0,1;
Содержание критерия: при оценке заявок по настоящему критерию оцениваются предложения участников закупки по показателям "Опыт участника конкурса по оказанию аудиторских услуг".
Предмет оценки и содержание показателя "Опыт участника конкурса по оказанию аудиторских услуг".
N |
Составляющие критерия "квалификация участников закупки_" |
Кол-во баллов, присваиваемых по каждому из показателей |
Максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия |
2.1 |
Опыт участника конкурса по оказанию аудиторских услуг (подтверждается копиями документов на право осуществления аудиторской деятельности) |
От 0 до 100 |
|
|
Менее 2-х лет 2-7 лет 7-9 лет Свыше 9 лет |
0 20 70 100 |
100 |
Отсутствие документов, подтверждающих данные Участника размещения заказа по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона 44-ФЗ, однако, может привести к снижению рейтинга по критерию до 0 баллов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения законодательства о контактной системе, в части установленных документацией нестоимостных критериев оценки заявок, в действиях Заказчика отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать ООО "Аудиторская фирма "Кодастр" от 27.05.2016 N942-ж на действия Заказчика - Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры" при проведении открытого конкурса, предметом которого является услуги по обязательному аудиту Акционерного общества "Издательский дом "Новости Югры" за 2015 г. (извещение N0487200001416000006) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 3 июня 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2016