Резолютивная часть объявлена 08.06.2016. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 14.06.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления.
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
от Заявителя - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие;
рассмотрев жалобу ООО "Медтехника" (далее - Заявитель) от 01.06.2016 N970-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Белоярская районная больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка расходного материала для патологоанатомического отделения (извещение N 0387200009116002252) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Белоярская районная больница" при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Техническом задании представленном в аукционной документации в составе закупки пристутствует позиции:
- п. 14 "Ван-Гизон";
- п. 15 "Реагент";
- п. 16 "Реагент";
- п. 17 "Набор реагентов";
- п. 18 "Набор реагентов";
При изучении качественных и технических характеристик данных позиций установлено, что указанным характеристикам позиций соответствует только продукция производства единственного производителя ООО "ЭргоПродакшн".
Компания ООО "ЭргоПродакшн", как и компания ООО "Танартис", является производственным подразделением компании ООО "БиоВитрум", а соответственно представляют собой единый холдинг или единую группу компаний. Этот факт не может не считаться отсутствием ограничения конкуренции.
Заказчик в ответе на Запрос отказал Заявителю по данному пункту.
Частями 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Кроме того, запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.
Согласно статье 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7), под признаками ограничения конкуренции подразумевается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17).
С другой стороны остальные позиции закупки представлены более широким кругом производителей, таких как:
http://labpoint.ru/
http://www.bioline.ru/
http://www.optecgroup.com/
Включение в состав одного лота товаров, производимых широким кругом компаний и в то же время выставление требования о наличии Регистрационного удостоверения, имеющегося у единственного производителя, является обстоятельством, существенно ограничивающим конкуренцию и создающим преимущества для определенных участников торгов.
К тому же данные позиции составляют незначительную часть максимальной цены контракта, однако создает преференции для определенных участников торгов.
В указанных действиях заказчика и аукционной комиссии имеются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Имеющаяся практика подтверждает, что это нарушение законодательства. Данную позицию поддерживает ФАС по г. Москве в решениях N 2-57-1198/77 (извещение N0373100023416000018) и N 2-57-6965/77-15 (извещение N0373200214115000084), а также ФАС по Республике Крым и г. Севастополю в решении N 06/4158 (извещение N0375100003615000359). В соответствии с данными решениями жалобы заявителей были признаны обоснованными.
На основании приказа ФАС России от 11 февраля 2014 года N 75/14, который устанавливает, что при осуществлении функций по контролю в сфере закупок, необходимо руководствоваться ранее изданными правовыми актами ФАС России, устанавливающими порядок исполнения возложенных на ФАС России и ее территориальные органы функций, в одном из разъяснений по применению части 3 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при рассмотрении заявлений и жалоб хозяйствующих субъектов и органов власти при закупках расходного материала для гемодиализа", указано, что "участие нескольких хозяйствующих субъектов в торгах, представляющих продукцию одного производителя, не свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции."
При этом, сложившееся практика закупок товаров с уникальными характеристиками показывается, что закупка данных товаров самостоятельной конкурсной процедурой позволяет обеспечить все потребности заказчика без неправомерного ограничения конкуренции. Примером может служить аукцион "Поставка реактивов для имеющегося гистологического процессора серии Xpress (Sakura)" Извещение о проведении электронного аукциона от 12.11.2015 N0190200000315010438.
Исключение позиций N14-18 из перечня объектов закупки и проведение по данным позициям отдельной закупки (лот) или исключение из документации закупки требования о наличии регистрационного удостоверения на указанные позиции исключит незаконное ограничение конкуренции, будет способствовать целям закупки и экономии государственных средств, находящимся в распоряжении Заказчика.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для патологоанатомического отделения (извещение N0387200009116002252) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 24.05.2016.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Согласно пункту 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Пунктом 3.3.4.проекта контракта установлено, что при поставке товара Исполнителю необходимо предоставить Заказчику:
3.3.4.1. копию паспорта производителя на каждую серию (партию) товара;
3.3.4.2. копию декларации о соответствии на каждую серию (партию) товара;
3.3.4.3. копию регистрационного удостоверения;
3.3.4.4. инструкцию по применению на русском языке.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) установлено, что медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункта 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия)
Таким образом, изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, зарегистрированные в установленном порядке, являются медицинскими изделиями.
Объектом закупки являются поставка расходного материала для патологоанатомического отделения для применения в медицинских целях.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение).
Из письменных возражениях Уполномоченный орган указал, что регистрационное удостоверение на медицинское изделие, подтверждает факт того, что медицинское изделие прошло регистрацию на территории Российской Федерации и внесено в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники. Регистрационное удостоверение подтверждает, что медицинское изделие прошло испытание на качество, эффективность и безопасность и допускает товар к обороту на территории РФ.
Включение в один лот красителей, указанных в пп. 14-18 Приложения N 1 к аукционной документации N 2391 аэ/16 в совокупности с прочими расходными материалами представляют собой комплекс функционально и технологически связанных между собой реагентов, необходимых для проведения специальных анализов, осуществляемых в ходе деятельности патологоанатомического отделения, обеспечивающих непрерывный процесс подготовки гистологических микропрепаратов с целью проведения последующей микроскопии и диагностики.
В целях определения начальной (максимальной) цены контракта на поставку расходного материала для патологоанатомического отделения в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, заказчиком направлены ценовые запросы с описанием объекта закупки в адрес пяти поставщиков, при этом получены ответы по трем коммерческим предложениям (ООО "Девайс", ООО "ИнвестЦентр", ООО "Многопрофильное объединение Сириус").
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что 27.05.2016 в адрес Заказчика был направлен запрос о предоставлении разъяснений положений документации, указанные в пункте 2 запроса доводы аналогичны доводам Заявителя жалобы.
30.05.2016 Заказчиком был опубликован ответ на вышеуказанный запрос, согласно которому по данным официального сайта Росздравнадзора регистрационные удостоверения для позиций 14, 15, 16, 17, 18 имеются не только у ООО "ЭргоПродакшн", но и у других фирм, таких как ООО "Рош Диагностика Рус", ЗАО "АМТЕО М", ООО "ОМБ".
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие её обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что к жалобе не приложены документы, подтверждающие обоснованность доводов Заявителя и свидетельствующие обоснованность приведенных им доводов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Доводы Заявителя, в части наличия в действиях Заказчика признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" не подлежат рассмотрению в рамках Закона о контрактной системе, ввиду отсутствия у Комиссии Управления полномочий.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Медтехника" от 01.06.2016 N970-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Белоярская районная больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка расходного материала для патологоанатомического отделения (извещение N 0387200009116002252) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 8 июня 2016 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2016