Резолютивная часть объявлена 09.06.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.06.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Красноусов С.В. по доверенности N14 от 09.06.2016.
рассмотрев жалобу ООО "ЮграПрофи" от 02.06.2016 N980-ж на действия котировочной комиссии Заказчика - МБУДО "Межшкольный учебный комбинат" при проведении запроса котировок, предметом которого является канцелярские товары (извещение N0387300112616000005) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями котировочной комиссии Заказчика, принявшей необоснованное решение об отклонении заявки Заявителя.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Извещение и котировочная документация о проведении запроса котировок, предметом которого является канцелярские товары (извещение N0387300112616000005) размещены на официальном сайте в единой информационной системе 20.05.2016.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 27.05.2016 NП1 заявка Заявителя (N01) отклонена за несоответствие требованиям извещения\документации, а именно: заявка не соответствует требованиям в части характеристик поставляемого товара, а именно: - в приложении N 1 к заявке на участие в запросе котировок в строках под N 7, 9, 10, 14 не конкретизированы показатели поставляемого товара (части 7 статьи 78 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ)
В своей жалобе Заявитель указал следующее.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок N01-ЗК/16 от 27.05.2016, заявка участника ООО "ЮграПрофи" отклонена от участия в запросе котировок с формулировкой "не соответствует требованиям извещения\документации" и без указания на положения извещения\документации, которым, по мнению комиссии, не соответствует заявка, что само по себе уже является нарушением требований части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе к оформлению протокола.
При этом в качестве обоснования причины отклонения заявки в протоколе указано не предусмотренное законом основание для отклонения: "не конкретизированы показатели поставляемого товара", при том, что никаких требований "конкретизировать показатели товара" извещение о проведении запроса котировок не содержит. Форма котировочной заявки также не содержит каких-либо рекомендаций о какой-либо конкретизации показателей товара.
Никакой "конкретизации" характеристик в котировочных заявках по закону и не требуется, так как запрос котировок является упрощенным способом проведения закупок (это не электронный аукцион).
И напротив, в заявках на участие в электронном аукционе требуется указывать конкретные показатели товара (согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе). Но даже в аукционной документации обязательно должна содержится инструкция по составлению заявки, в которой содержится подробное описание требований, каким именно образом участник должен конкретизировать показатели товара.
Заявка ООО "ЮграПрофи" составлена в строгом соответствии с формой, установленной извещением о проведении запроса котировок и на 100% соответствует требованиям данного извещения, котировочной документации и закона.
Перечень требований к содержанию котировочных заявок приведен в части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе и является закрытым. Данный перечень не содержит требования "конкретизировать показатели товара".
Так, согласно указанной норме заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
Согласно части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок в заявке иных документов и информации, за исключением вышеуказанных, не допускается.
Согласно буквальному толкованию части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок только в 3-х случаях:
1) если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок;
2) если предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок;
3) если участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Учитывая, что ни в Законе о контрактной системе, ни в извещении о проведении запроса котировок N0387300112616000005 от 20.05.2016 не содержится никаких требований "конкретизировать характеристики товара", следует вывод о наличии в действиях котировочной комиссии нарушения части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, в части не правомерного отклонения заявки на участие в запросе котировок по основанию, не предусмотренному Законом о контрактной системе.
Учитывая, что протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок не содержит указаний на положения извещения о проведении запроса котировок, которым, по мнению Заказчика, не соответствует котировочная заявка, следует вывод о наличии в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе, в части нарушения требований к оформлению протокола об обязательном указании в нем положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует котировочная заявка.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления следующее.
В извещении о проведении запроса котировок, предметом которого являются канцелярские товары (извещение N 0387300112616000005), а именно в техническом задании в части требований к характеристикам поставляемого товара в таблице "Наименование товара и характеристики" в строках под номерами 7, 9, 10, 14 использовались минимальные значения характеристик товара (описание характеристик сопровождалось словами "не менее", "или").
Согласно пункту части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара. Слово "характеристики" употреблено без сочетаний со словами "минимальные", "максимальные", "ориентировочные", "не более", "не менее".
Из чего можно сделать вывод о том, участник запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок должен максимально точно сформулировать характеристики поставляемого товара без сопровождения слов "не менее", "или".
Пунктом 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено требование о том, извещение о проведении запроса котировок должно содержать форму заявки на участие в запросе котировок. Однако Законом о контрактной системе не установлено требование о том, что заявка участника запроса котировок должна на "100 %" соответствовать требованиям извещения о запросе котировок.
На основании вышеизложенного котировочной комиссией по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) МБУДО "МУК" было принято решение об отклонении заявки ООО "ЮграПрофи" с формулировкой "не конкретизированы показатели поставляемого товара" со ссылкой на часть 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Согласно части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе Заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
Частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
Требование о предоставлении в котировочной заявке "конкретных характеристик" товара Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Изучив заявку Заявителя, Комиссия Управления установила, что информация, предусмотренная частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, в заявке Заявителя содержится в полном объеме и соответствует требованиям котировочной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, в действиях котировочной комиссии установлено нарушение части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
В отношении довода Заявителя о том, что протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок не содержит указаний на положения извещения о проведении запроса котировок, которым, по мнению Заказчика, не соответствует котировочная заявка, из чего следует вывод Заявителя о наличии в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе, в части нарушения требований к оформлению протокола об обязательном указании в нем положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует котировочная заявка, Комиссия Управления пришла к выводу, что данный довод не находит своего подтверждения, поскольку в извещении о проведении запроса котировок отсутствуют положения, которым, по мнению котировочной комиссии, не соответствовала заявка Заявителя.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ЮграПрофи" от 02.06.2016 N980-ж на действия котировочной комиссии Заказчика - МБУДО "Межшкольный учебный комбинат" при проведении запроса котировок, предметом которого является канцелярские товары (извещение N0387300112616000005) частично обоснованной.
2. Признать в действиях котировочной комиссии Заказчика - МБУДО "Межшкольный учебный комбинат" нарушения части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3. В связи с заключенным Заказчиком 06.06.2016 контрактом N01-ЗК/16, обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 июня 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2016