Резолютивная часть объявлена 09.06.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.06.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии Заявителя;
от Заказчика - Гапаева Л.А. по доверенности N07-18-исх-1769/01-18 от 02.11.2015;
от Уполномоченного органа - Иваницкая А.В. по доверенностиN43 от 29.03.2016, Берндт А.А. по доверенности N47от 30.05.2016.
рассмотрев жалобу ООО "Тумед" от 02.06.2016 N974-ж на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка шовного материала (извещение N0387200009116001813) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе (нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка шовного материала (извещение N0387200009116001813) размещены на официальном сайте единой информационной системы 28.04.2016.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.05.2016 N0387200009116001813-1 заявке Заявителя (N4) отказано в допуске последующим основаниям: несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации об электронном аукционе.; Не соответствует требованиям, указанным в аукционной документации, а именно: в п. 17.2, 18.2 Технического задания Заказчика требуется Покрытие: Полибутилат, в заявке Участника предлагается Покрытие: Полибутилат: эквивалент: Фторполимерное, не указаны:
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заявка N 4 отклонена на основании пункта 2 части 4 статьи 67 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Решение аукционной комиссии незаконно и необоснованно по следующим основаниям.
Полибутилатное покрытие хирургической нити по пунктам 17 и 18 нашей заявки относится к полимерным покрытиям. Полимерные покрытия, такие как полибутилатное, фторполимерное и др., используются для устранения "пилящего" эффекта при прохождении через ткани, а также в целях устранения капиллярности и фитильности. Полимерные покрытия независимо от своего состава не влияют на качество нитей.
Основная цель использования полимерных покрытий при производстве хирургического шовного материала - устранение основных недостатков, присущих полифиламентным нитям, а именно: 1) все плетеные и крученые нити обладают неровной, шероховатой поверхностью. При прохождении нити через ткань возникает "распиливающий" эффект, который приводит к травме ткани. 2) фитильность нитей означает, что, с одной стороны, они "вытягивают" тканевую жидкость на поверхность кожной раны, а с другой стороны, открывают микроорганизмам путь с поверхности раны вглубь, благоприятствуя развитию раневой инфекции. Фитильный эффект объясняется капиллярностью нитей благодаря наличию капиллярных канальцев между филаментными волокнами. Таким образом, создаются условия для распространения инфекции из инфицированных тканей по нитям в подлежащие ткани. Большинство современных хирургических нитей выпускается с полимерным покрытием, которое снижает пилящий эффект, улучшает скольжение нити и минимизирует её фитильность.
Составы полимерных покрытий, используемые производителями хирургического шовного материала, могут иметь различный химический состав, но несут одну и ту же функцию - снижение пилящего эффекта, улучшение скольжения нити и минимизацию её фитильности.
Кроме того, в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, любой участник Закупки при формировании своей заявки на участие в электронном аукционе вправе предложить эквивалент покрытия хирургической нити. Что и было сделано нашей фирмой в своей заявке по п. 17 и 18. В заявке Участника предлагается Покрытие: эквивалент: Фторполимерное.
Сведения Заказчика о преимуществах полибутилатного покрытия ("доказано, что все типы покрытий, за исключением полибутилата, имеют низкое сродство с полиэфирами, что приводит к смещению покрытия при прохождении через ткань..., что усиливает тканевую реакцию" не подтверждены официальными заключениями экспертных учреждений, аккредитованных при Росздравназдоре. В каких официальных документах это отражено? Росздравнадзора, например. Такие документы отсутствуют. Не находит своего документального подтверждения и довод Заказчика о том, что "полибутилат... не удаляется при механическом воздействии, как в случае других покрытий, тем самым покрытие остается равномерным, а реакция ткани минимальной или полностью отсутствует". Обязательное требование по покрытию хирургической синтетической нити полубиталатом ГОСТ 31620-2012 "Материалы хирургические шовные. Общие технические требования и методы испытаний" не содержит. Данный показатель не гостирован, состав покрытия может быть разным: фторполимерное, полибутилатное, силиконовое и другие.
Кроме того, по п. 17 и 18 Тех задания: требуется материал хирургический шовный нерассасывающийся полифиламентный плетеный синтетический, имеет следующий состав: полимер этилентерефталат (полиэстер), покрытие: полибутилат. Совокупность указанных характеристик указывает на продукцию единственного производителя: Этикон (США) нити Этибонд. Другие производители не выпускают такую продукцию, в том числе Сутурес (Индия) в нитях Трубонд.
Совокупность установленных требований Заказчика по п. 17-18 Тех задания не соответствует техническим характеристикам продукции с торговым наименованием Трубонд, а именно:
По п. 17 Тех задания Заказчику требуется нить USP 0, длина не менее 70 см с иглой колюще-режущей, длиной не менее 47,5мм не более 48,5мм. Для такого размера нити Трубонд USP 0 у производителя Сутурес (Индия) имеется игла режущая, длина 50мм, игла длиной 47,5мм- 48,5мм отсутствует.
По п. 18 Тех задания Заказчику требуется нить USP 2/0, длина не менее 90 см, с двумя иглами колюще-режущими, длиной не менее 25,5мм не более 26,5мм. Для такого размера нити Трубонд USP 2/0 имеются две иглы колюще-режущие длиной 25 мм, иглы длиной не менее 25,5мм не более 26,5мм отсутствуют.
Следовательно, довод о том, что совокупность требуемых Заказчику характеристик указывает на продукцию единственного производителя Этикон (США) нити Этибонд, Заказчик не смог опровергнуть и доказать обратное.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы и пояснили Комиссии Управления следующее.
В соответствии с условиями технического задания (позиция 17 и 18) Заказчику требовался материал хирургический шовный нерассасывающий полифиламентный плетеный синтетический, в неизменяемых значениях Заказчик установил: "покрытие "полибутилат"", без сопровождения словами "или эквивалент". Однако участник с защищенным номером 4 в своей заявке указал "эквивалент: фторполимер", не учтя, что предложить к поставке эквивалентный товар участник имеет право, только в случае, если данная возможность указана Заказчиком в условиях аукционной документации (технического задания). Данная возможность в условиях аукционной документации (технического задания) отсутствовала.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, рекомендуемая форма заявки (пункт 23 раздела 1 аукционной документации) если характеристики товара содержатся в колонке "Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком" - участник не вправе изменять указанные значения, что, также было отмечено в условиях технического задания путем вынесения данного требования отдельным примечанием. Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия аукционной комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе. Учитывая требования технического задания и условия аукционной документации, членами аукционной комиссии было правомерно принято решение отклонить заявку с защищенным номером 4, во-первых, участник изменил неизменяемое значение в нарушении требований аукционной документации, во-вторых, предложил покрытие, не обозначенное Заказчиком в условиях технического задания.
Рассматривая вопрос о необходимости поддержки послеоперационной раны, Заказчик опирается, прежде всего, на клинический опыт работы с шовным материалом в учреждении. Применение адекватного, нереактогенного шовного материала является одной из составляющих успешной операции. При многих оперативных вмешательствах несостоятельность даже 1 шва в послеоперационном периоде может привести к серьезным осложнениям, которые, как правило, требуют повторных операций. Хирургические нити (нерассасывающиеся) можно рассматривать как имплантаты, которые после операции остаются в организме на всю жизнь. Некачественный шовный материал может привести к таким осложнениям, как нагноение (абсцедирование), образование сером, расхождение послеоперационной раны, возникновение послеоперационного внутреннего кровотечения, формирование лигатурных свищей и др. В связи с чем, учреждение очень тщательно подходит к вопросу формирования технического задания на закупку шовного материала, от выбора которого, зависит не только качество оказания медицинской помощи, но и жизнь человека в целом.
В отличие от весьма кратковременного воздействия на края раны хирургических игл шовный материал находится в контакте с тканями продолжительное время. Поэтому высокие требования предъявляют не только к механическим, но и к биологическим свойствам хирургических нитей. Полимерное покрытие полибутилат используется при производстве шовных материалов. Типы покрытий используемых повсеместно для нитей на основе полиэфиров: полибутилат, фторполимеры, силикон, политетрафторэтиленом. Все данные материалы способствуют облегчению проведения плетеного шовного материала через ткани без травмирования. Все типы покрытий, за исключением полибутилата, имеют низкое сродство с полиэфирами, что приводит к смещению покрытия при прохождении через ткань, с формированием чередующихся четкообразных участков с отсутствием или избытком покрытия, что усиливает тканевую реакцию, приводящую к свищам, рубцовым образованиям, гнойным воспалениям. Полибутилат за счет своих химических свойств имеет полное сродство с полиэфирами и он не удаляется при механическом воздействии, как в случае других покрытий, тем самым покрытие остается равномерным, а реакция ткани минимальной или полностью отсутствует. Полибутилат - материал, разработанный специально для "смазывания" хирургических нитей. Покрытие облегчает прохождение плетеных нитей через ткани, обеспечивая также отличную гибкость, удобство в обращении, легкое и гладкое завязывание при каждой затяжке. Полибутилат обеспечивает минимальную первоначальную воспалительную реакцию с последующий инкапсуляцией шовного материала для профилактики раневой инфекции
Данное покрытие используют несколько производителей: Ethicon (США) в нитях ETHIBOND, Sutures India pvt Ltd (Индия) в нитях TRUBOND.
Согласно требованиям ГОСТ 31620-2012 "Материалы хирургические шовные. Общие технические требования и методы испытаний" нить с покрытием - это нить с нанесением на нее полимерного или иного покрытия (п.3.17 и 4.1.4), следовательно, нить имеет право быть с иным покрытием, без ограничений, в том числе, и с покрытием - полибутилат.
Таким образом, исходя из системного толкования Закона о контрактной системе, нормативных правовых актов, регулирующих закон о контрактной системе, а также судебных решений и решений органов административной юрисдикции, заказчик самостоятельно определяет свои потребности в товарах, работах, услугах. В целях удовлетворения данных потребностей вправе установить порядок и критерии оценки участников закупки и их заявок для выявления того участника закупки, который в наибольшей степени будет соответствовать требованиям заказчика. Заказчику, как никому другому, известно, какой товар ему необходим для удовлетворения своих потребностей, в данном случае это потребности лечебного учреждения при проведении медицинских манипуляций и лечебного процесса в целом (решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05.06.2015 N А78-4895/2015, решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок N 1171-З от 07.09.2015г, комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок N 534/04-2015 от 8 октября 2015 года).
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Предметом закупки является поставка шовного материала.
Заказчиком утверждено техническое задание, которое содержит наименования требуемого к поставке товара, неизменяемые показатели товара, требуемые Заказчику, а также минимальные и (или) максимальные показатели товара.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 22 раздела 1 аукционной документации установлены аналогичные требования к составу первой части заявки.
В соответствии с позициями 17, 18 технического задания Заказчику требуется материал хирургический шовный нерассасывающий полифиламентный плетеный синтетический, в неизменяемых значениях Заказчик установил: "покрытие "полибутилат".
Эквивалент условиями технического задания и требованиями к составу первых частей заявок не предусмотрен.
Заявителем в заявке предложен "эквивалент: фторполимер".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что Заявителем был предложен товар не соответствующий требованиям аукционной документации.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Исходя из требований части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
На основании вышеизложенного нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии не установлены.
В отношении доводов Заявителя, в части установления техническим заданием требования к полибутилатному покрытию шовного материала, Комиссия Управления исходит из того, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего
Таким образом, нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Кроме того, представителем Заказчика, в ходе заседания Комиссии Управления было представлено письмо ООО Новис о том, что указанная организация является официальным уполномоченным дистрибьютером на осуществление поставок шовного материала компании "Stericat Gutstrings Pvt Ltd" Индия на территории России, в наличии которой имеется Стерибон - нить плетеная синтетическая на основе полиэтилентерефтлалата (полиэстера) с покрытием - полибутилат с характеристиками, соответствующим техническому заданию.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что доводы Заявителя о том, что совокупность требуемых Заказчику характеристик указывает на продукцию единственного производителя, не находят своего подтверждения.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Тумед" от 02.06.2016 N974-ж на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка шовного материала (извещение N0387200009116001813) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 июня 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2016