Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт фасадов зданий" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 16.05.2016 поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100005516000173.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель заказчика Александрова Валерия Александровна (доверенность б/н от 11.01.2016, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения действующих положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма. По мнению подателя жалобы, указанное требование носит неправомерный и избыточный характер, не связанный с предметом контракта.
Во-вторых, заказчик указывает, что срок выполнения работ, согласно пункту 1.2 проекта контракта, составляет 90 календарных дней с момента заключения контракта; оплата за выполненные работы производится в течение 30 банковских дней с момента подписания членами приемочной комиссии заказчика документа о приемке выполненных работ (пункт 3.4), но при этом срок действия контракта оканчивается только 30.10.2016 (пункт 5.2).
По мнению подателя жалобы, установление сроков действия контракта, не соответствующих срокам исполнения обязательств по контракту, а именно: несоразмерное увеличение срока действия контракта по отношению к срокам выполнения обязательств по контракту с учетом обязательств по приемке и оплате работ неправомерно. Указание завышенного срока действия контракта, влечет за собой дополнительные затраты на продление банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта.
В-третьих, в пункте 2.3 проекта контракта заказчик устанавливает следующее обязательство для подрядчика: подрядчик обязуется привлекать к исполнению настоящего контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 50 % от цены контракта.
Податель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что заказчик не предусматривает возможности, если участник закупки сам будет являться субъектом малого предпринимательства, и, таким образом, нарушает часть 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, а также ходатайство о признании жалобы необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов зданий заказчика.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью такой документации.
Проанализировав условия проекта государственного контракта, Комиссия выявила наличие следующих условий:
1.2. Подрядчик обязан приступить к выполнению работы, указанной в пункте 1.1. контракта, с момента заключения контракта и передать результат работ заказчику не позднее 90 календарных дней с момента заключения контракта.
3.4. Расчеты по настоящему контракту производятся безналичными денежными средствами путем перечисления денежных средств на счет подрядчика в течение 30 банковских дней с момента подписания членами приемочной комиссии заказчика документа о приемке выполненных работ и сторонами на его основании - акта сдачи-приемки выполненных работ.
4.1 Заказчик обязуется в течение 10 рабочих дней с момента уведомления об окончании объема работ с участием подрядчика осмотреть и принять результат выполненных работ.
5.2. Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания и действует по 30 октября 2016 года.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) содержит общие правила, в соответствии с которыми определяется срок действия контракта.
Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что Закон о контрактной системе не содержит порядка, в соответствии с которым заказчику надлежит определять срок действия контракта.
Согласно частям 1, 3 статьи 425 ГК РФ контракт становится обязательным для сторон с момента его заключения и по общему правилу действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, предусмотренных контрактом.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Таким образом, обязательства по контракту на выполнение подрядных работ считаются выполненными в том случае, если работа была принята покупателем (заказчиком) в соответствии со статьей 720 ГК РФ и была произведена ее оплата (статья 711 ГК РФ).
Следовательно, при установлении срока действия контракта заказчику надлежит учитывать исполнение всех обязательств сторон.
На основании вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание сроки рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и период проведения процедуры заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона, сроки, следующие из пунктов 1.2, 3.4, 4.1 проекта государственного контракта, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика, выразившиеся в установлении срока действия контракта до 30.10.2016 года, не вступают в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику надлежит устанавливать следующее единое требование к участникам закупки: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В подпункте 8 пункта 5.1 Раздела V "Требования к участникам размещения заказа" заказчиком было установлено в качестве единого требования к участникам закупки требование об обладании исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Комиссия отмечает, что формулировка, использованная заказчиком в подпункте 8 пункта 5.1 Раздела V "Требования к участникам размещения заказа" аукционной документации, не противоречит по своему содержанию требованию, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Вместе с этим, формулировка, использованная заказчиком в подпункте 8 пункта 5.1 Раздела V "Требования к участникам размещения заказа" аукционной документации, не создает для участника закупки безусловной обязанности обладания исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, поскольку указанная обязанность обусловлена наступлением случая, когда в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма. Следовательно, если такой случай не имеет места, то у участника закупки отсутствует необходимость обладания исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Комиссией было установлено, что в подпункте 2 пункта 1.3 Раздела I. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме" аукционной документации в составе второй части заявки участнику закупки надлежало представить декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7 и 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Заказчиком не было установлено требования к участникам закупки о предоставлении декларации о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что формулировка, использованная заказчиком в подпункте 8 пункта 5.1 Раздела V "Требования к участникам размещения заказа" аукционной документации, создала одному участнику закупки преимущество перед другим, либо является непреодолимой, неисполнимой для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекла за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с этим, Комиссией было принято во внимание то обстоятельство, что на участие в электронном аукционе было подано 27 (двадцать семь) заявок.
Установив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что рассмотренные выше действия заказчика не вступают в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе.
Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках регламентировано статьей 30 Закона о контрактной системе.
В силу части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что, исходя из смысла частей 5 и 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, указанные нормы предоставляют право заказчику при осуществлении закупки установить в контракте требование только к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта определенного заказчиком объема субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При анализе извещения о проведении электронного аукциона Комиссией было установлено, что в разделе "Преимущества, требования к участникам закупки" в качестве ограничении и преимущества заказчиком была установлена обязанность участника закупки, с которым будет заключен контракт, привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 50 % от цены контракта.
В пункте 2.3 проекта государственного контракта также предусмотрена обязанность подрядчика привлекать к исполнению такого контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 50 % от цены контракта. При этом подрядчик обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие исполнение данного обязательства (в частности, копии договоров субподряда, актов выполненных работ, платежных поручений), в срок не позднее 3 рабочих дней с момента окончания выполнения подрядчиком всех видов подрядных работ, предусмотренных контрактом.
Содержание вышеуказанных положений извещения о проведении электронного аукциона и проекта государственного контракта позволяет Комиссии придти к выводу о том, что обязанность привлекать к исполнению государственного контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 50 % от цены контракта была установлена заказчиком вне зависимости от того обстоятельства является ли победитель электронного аукциона - поставщик (подрядчик, исполнитель) субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией или не является. Вместе с этим, часть 5 статьи 30 Закона о контрактной системе предоставляет право заказчику устанавливать условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций лишь в том случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Следовательно, действия заказчика, связанные с установлением в проекте контракта обязанности для подрядчика привлекать к исполнению государственного контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 50 % от цены контракта вне зависимости от того обстоятельства является ли победитель электронного аукциона - поставщик (подрядчик, исполнитель) субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией или не является, противоречат положениям части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в проект государственного контракта на этапе заключения такого контракта по результатам проведения электронного аукциона.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 мая 2016 г. N 668
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2016