Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 20 апреля 2016 г. N 04-50/96-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<...>, председателя Комиссии,
<...>, члена Комиссии,
<...>, члена Комиссии,
в присутствии:
- представителей ООО "Дарханстрой" - <...> (доверенность от 04.04.2016 N41), <...> (доверенность от 04.04.2016 N 40),
- представителей Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Бурятия - <...>. (доверенность от 19.04.2016 N 221/24-15), членов аукционной комиссии <...>., <...>., <...>.,
рассмотрев жалобу ООО "Дарханстрой" (вх. от 13.04.2016 N 1818) на положения аукционной документации на выполнение работ по объекту: "Строительство административного здания в с. Хоринск Республики Бурятия", в том числе СМР (по проекту), пусконаладочные работы, ОПС, номер извещения - 0102100006816000053 (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
ООО "Дарханстрой" считает, что аукционная документация противоречит действующему законодательству по следующим основаниям:
1. В нарушение части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 10.03.2007 N 147 "Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами" (далее - Постановление Правительства РФ N 147), приказа Министерства экономического развития РФ N646 и Казначейства РФ N 21н от 14.12.2010 "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом РФ в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее - Приказ), Заказчиком размещены файлы которые не открываются стандартными (общедоступными) средствами. Это папка "Ведомости", файлы: "3530 специфэлектрика.dwg", "Чертеж1. Dwg", "Ведомость объема работ", не имеющей расширения, папка "xmlПД".
2. По позициям "Блоки бетонные", "подоконные доски" Заказчиком установлены не существующие материалы, не соответствующие ГОСТ 13579-78, ГОСТ 30673-99 соответственно.
3. Не согласны с пунктами 3.2, 3.3, 3.4, 16.3 проекта контракта.
4. Условия пунктов 1.8.14, 4.2.15 противоречат статье 34 Закона о контрактной системе.
5. Заказчиком в разделе 1.8.2 и пункте 17.2 проекта контракта установлены требования только к обеспечению исполнения контракта, требования к обеспечению гарантийных обязательств не установлены. Однако в ответах на запросы Заказчик требует данное обеспечение, тем самым нарушая часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе (то же и по сроку действия контракта). Также не согласны с пунктом 17.5 проекта контракта, в котором установлен срок действия банковской гарантии на период гарантийных обязательств подрядчика.
Просят признать документацию об аукционе не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Представителя Заказчика с доводами жалобы не согласились, дали пояснения в соответствии с представленным письменным отзывом. Просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
22.03.2016 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) было опубликовано извещение о проведении Аукциона N 0102100006816000053. Начальная (максимальная) цена контракта - 24 075 200,00 рублей.
1. Согласно части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ N 147, Приказу Минэкономразвития РФ N 646, Казначейства России N 21н от 14.12.2010: Программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств.
В ЕИС была размещена документация об аукционе, в том числе "Сметная документация.zip". В данной папке содержались файлы как с расширением dwg, xml так и были продублированы в формате pdf и doc соответственно.
Как следует из пояснений Заказчика, файлы с расширением dwg были размещены для удобства участников Аукциона, использующих специализированные программные обеспечения (AutoCAD, nanoCAD, IntelliCAD, Caddie), файлы с расширением xml размещены для загрузки в ПО Гранд-Смета, участники, не использующие специализированные ПО могут воспользоваться файлами с расширением pdf и doc.
Таким образом, документация об аукционе соответствует требованиям части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе, пункту 9 Постановления Правительства РФ N 147, приказу Минэкономразвития РФ N 646, Казначейства России N 21н от 14.12.2010.
2. Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В Разделе II "Техническое задание" документации об аукционе (далее -Техническое задание) указаны требования к показателям товара, используемого при выполнении работ являющимися объектом закупки:
Блок бетонный ФБС 9.4.6-Т Т для стен подвала из бетона средней плотности_
Согласно ГОСТ 13579-78 "Блоки бетонные для стен подвалов": блоки подразделяются на три типа: ФБС, ФБВ, ФБП, по виду бетона: Т-тяжелый, Л-легкий, С-плотный силикатный. Марки и характеристики блоков из тяжелого бетона приведены в таблице 2 ГОСТа, так в таблице 2 содержится марка блока ФБС 9.4.6-Т. В разъяснениях N4 Заказчик пояснил, что вторая Т относится к характеристике товара "Блок выполнен из тяжелого бетона для стен подвала из бетона средней плотности_".
Подоконные доски из поливинилхлоридного (ПВХ) профиля... плотность при растяжении, не менее МПа -37. В разъяснениях N4 Заказчиком указано: "вместо слова "прочность" ошибочно указано "плотность"_ при указании участниками слов "прочность" или "плотность", не будет основанием для отклонения заявок на участие в аукционе".
Таким образом, поскольку Заказчиком были размещены разъяснения N4 по запросам участников аукциона и указанные разъяснения не изменили ее суть, то нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, не усматривается.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пункту 3.2 проекта контракта документации об аукционе, оплата отдельного этапа работ осуществляется на основании актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ (формаКС-3), счета-фактуры, при наличии исполнительной документации в течение 10 (десять) дней с момента подписания соответствующих актов. Календарный график выполнения работ (приложение N2 к государственному контракту) разрабатывается Подрядчиком и согласовывается с Заказчиком.
Окончательный расчет за выполненные этапы работ производится в течение пятнадцати дней после полного завершения работ_ В разделе 1.2 документации об аукционе, пункте 5.3 проекта контракта Заказчиком установлено, что завершение выполнения всех работ по настоящему контракту согласно графика строительства не позднее 15 сентября 2016 года включительно, предоставление заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям тех.регламентов и проектной документации, а также разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не позднее 15 октября 2016 года. Условия оплаты этапов работ, в случае некачественного, и/или с превышением установленных сроков выполнения работ, установлены в пункте 3.4 проекта контракта.
Таким образом, в разделе 3 "Порядок расчетов" проекта контракта Заказчиком установлено условие о порядке и сроках оплаты работы, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), которое не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и статье 190 Гражданского кодекса РФ: "Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить".
4. В соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" определен следующий размер начальной (максимальной) цены контракта:
- 1млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит запрета на установление в проекте контракта требования о предоставлении сведений Подрядчиком, о привлечении субподрядной организации при цене менее 1 млрд. рублей.
Факт уведомления Подрядчиком Заказчика о привлеченных субподрядных организациях полностью соответствует положениям части 1 статьи 748 Гражданского кодекса РФ "Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика". Данное уведомление не является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Кроме того, Заказчик в разъяснениях N6 от 11.04.2016 пояснил, что требование о согласовании субподрядчиков предусмотрено в целях обеспечения противокриминальной, в том числе антитеррористической безопасности и соблюдения критериев укрепленности при строительстве Объекта, а также в целях противодействия коррупции и подтверждения информации об отсутствии конфликта интересов (для проверки службой безопасности Заказчика).
Таким образом, у Заказчика содержится обоснование необходимости уведомления и согласования привлечения субподрядной организации, ограничения количества участников закупки, а также нарушения пункта 23 статьи 34 Закона о контрактной системе, в данном случае не установлено.
5. Частью 3 статьи 96 Закона предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Срок возврата обеспечения, внесенного денежными средствами, определяется условиями контракта.
Частью 1 статьи 94 Закона установлено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом, в том числе приемку и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, предусмотренных контрактом.
В соответствии со статьей 314 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения контракта поставщику (подрядчику, исполнителю).
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 07.10.2014 N Д28и-2103, установление срока предоставления обеспечения исполнения контракта в документации о закупке должно осуществляться заказчиком с учетом срока исполнения основного обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом гарантийный срок не включается в срок действия обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, при которых условиями контракта на выполнение работ предусмотрены гарантийные обязательства подрядчика в отношении объекта, созданного в результате выполнения таких работ.
В подпункте 5 пункта 1.8.2 Раздела I документации об аукционе, пункте 17.5 проекта контракта предусмотрено: "Срок действия банковской гарантии распространяется на период действия Контракта и срок действия гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом". Срок действия гарантийных обязательств установлен в разделе 11 проекта контракта
Таким образом, нарушений требования Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, при установлении в документации об аукционе и проекте контракта требований к обеспечению гарантийных обязательств, не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Дарханстрой" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
|
Члены Комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 20 апреля 2016 г. N 04-50/96-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2016