Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 8 апреля 2016 г. N ЖФ-19/2016
Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. -заместителяруководителя, председателя Комиссии; Малыгиной Т.Г. - начальника отдела контроля закупок; Будяковой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России от Страхового акционерного общества "ВСК" жалобу на действия государственного заказчика и комиссии по осуществлению закупки - Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Амурской области" путем проведения запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств, объявленной извещением N0123100008616000094 от 18.03.2016на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, нарушающие, по мнению заявителя, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
На заседание комиссии явились: представителигосударственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Амурской области"Соловьев А.А, действующий на основании доверенности от 27.11.2015 серия 28А N0730807, Наумова Е.А., действующая на основании доверенности от 06.04.2016; представители заявителя - САО "ВСК" Маро Г.В., действующий на основании доверенности от 25.01.2016 N26, Дворникова О.В., действующая на основании доверенности от 16.01.2016 N0172-Д; участник закупки -ПАО "СГ "ХОСКА" Моргунова Л.Л., действующая на основании доверенности от 20.02.2016 N38/КС; участник закупки - СПАО "Ингосстрах" Салахутдинова Е.А, без доверенности.
Сторонам по делу разъяснены права, проинформировано, что в зале ведётся аудио и видео запись.
Заявитель в своей жалобе указал о том, что комиссияпо осуществлению закупки приняла необоснованное решение признать победителемПубличное акционерное общество "Страховая группа "ХОСКА" при том, что расчет стоимости услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее -обязательное страхование),предложенный обществом, произведён с нарушением действующего законодательства по применению страховых тарифов по обязательному страхованию.
Представители заказчика с доводами, указанными в жалобе, не согласились в полном объёме.В письменных возражениях пояснили, что по результатам рассмотрения и оценки поданных котировочных заявок победителем было признано ПАО "СГ "ХОСКА", котировочная заявка которого соответствует всем, установленным в извещении,требованиям, вней указана наиболее низкая цена. Комиссия не имела право отказать в допуске котировочной заявкиПАО "СГ "ХОСКА" и не признать его победителем в силу требований ст. 78 Закона о контрактной системе.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела,проведя в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупкахwww.zakupki.gov.ruопубликовано извещение N0123100008616000094 от 18.03.2016о проведениизапроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств.Начальная (максимальная) цена контракта составляет 461 347,21 рублей.
Дата и время начала подачи котировочных заявок 25.03.2016. Дата и время окончания подачи котировочных заявок 25.03.2016.Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок N45размещен на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупкахwww.zakupki.gov.ru28.03.2016.
В соответствии с ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе участник закупки может подать жалобу на действия комиссии по осуществлению закупок не позднее, чем через десять дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.
Жалоба САО "ВСК" на действия комиссии по осуществлению закупки, объявленной извещением N 0123100008616000094 от 18.03.2016, поступила в Амурское УФАС России 01.04.2016, следовательно, срок подачи жалобы не нарушен и она подлежит рассмотрению.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (часть 1 статьи 72 Закон N 44-ФЗ).
Пунктом 6 части 1 ст. 73 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении запроса котировок должно содержать, помимо прочего, информациюо преимуществах, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, если в извещении об осуществлении закупки устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В силу части 3 статьи 73 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы: 1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок; 2) предложение о цене контракта; 3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона N 44-ФЗ, или копии таких документов; 4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок; 5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ; 6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, либо заверенные копии данных документов.
В соответствии с ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона N 44-ФЗ. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом N 40-ФЗ актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 40-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 40-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона N 40-ФЗ.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда. В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона N 40-ФЗ страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона N 40-ФЗ. Установленные в соответствии с данным Законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Банком России принято Указание от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание N 3384-У), согласно которому на основании статьи 8 Закона N 40-ФЗ установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Из материалов дела следует, чтона основании п. 25 извещенияо проведении запроса котировок закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 15 извещения к участникам закупки предъявлялись единые требования в соответствии с п.1. ч.1 ст. 31и ч. 1.1. ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе", а так же наличие лицензии на осуществление деятельности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, членство в профессиональном объединении страховщиков, участник не должен являться офшорной компанией. В приложении N1 к извещению (техническое задание) отражено, что обязательное страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
При расчете страховой премии для участия в запросе котировок участники должны руководствоваться указанными выше нормами и получить одинаковую цену контракта в размере начальной максимально цены 461 347,21 рублей.
На участие в запросе котировок поступили 5 заявок: от ПАО "СГ "ХОСКА", Благовещенский филиал САО "ВСК", ООО "СК "Согласие", АО "Согаз", СПАО "Ингосстрах". Цена котировочной заявки, предлагаемая двумя участниками (ООО "СК "Согласие" иАО "Согаз") составила 461 347,21 рублей. Цена услуг в котировочной заявке, предлагаемойБлаговещенским филиалом САО "ВСК" составила 461 347,17 рублей. Цена котировочной заявки, предлагаемаяСПАО "Ингосстрах" составила 461 347,16рублей. Цена котировочной заявки, предлагаемаяПАО "СГ "ХОСКА" составила 461 346,89рублей.
Представители страховых компаний пояснили, что базовый тариф по каждому транспортному средству, а так же коэффициенты у участников запроса котировок полностью совпадают, разночтения имеются только в итоговых значениях страховых премий по каждому транспортному средству, и как следствие, в итоговой сумме страховой премии. Разночтения вызваны различным подходом к округлению страховых премий по каждому транспортному средству.
В ходе проведение проверки установлено, что ни один из участников закупки не является субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.Следовательно, не могли претендовать на заключение контракта. Таким образом, действия всех участников закупки не отвечают требованиям добропорядочности, содержат признаки недобросовестной конкуренции и нарушают ст. 14.2 и/или ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В извещенииформа котировочной заявки не содержит требований об отражении в ней сведений (декларации) о принадлежности участников к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.У котировочной комиссии отсутствовали основания для отклонения заявок согласно ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст. 78 Законом N 44-ФЗ о контрактной системе котировочная комиссия правомерно признала победителем запроса котировок ПАО "СГ "ХОСКА", как участника, подавшего заявку, соответствующую всем, установленным в извещении требованиям и с наименьшей ценой.
Таким образом,действиякомиссии по осуществлению закупки государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Амурской области" соответствуют нормам Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 14 ст. 78 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.
Извещением определено, что запрос котировок осуществляется у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций. Поскольку все участники запроса котировок к указанной категории субъектов не принадлежат, у заказчика отсутствует возможность заключить контракт на предусмотренных в извещении условиях.
Рассмотрев жалобу САО "ВСК" на действия заказчика и закупочной комиссии при определении поставщика (подрядчика,исполнителя) государственным заказчиком - Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Амурской области" путем проведения запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств, объявленной извещением N0123100008616000094 от 18.03.2016 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информациио размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014 N728/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
1. Признать жалобу САО "ВСК" необоснованной.
2. В действиях участников закупки установлены признаки недобросовестной конкуренции и нарушениест. 14.2 и/или ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела в отношении участников запроса котировок о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцевс даты его принятия.
Председатель комиссии: Н.В. Горячева
Члены комиссии: Т.Г. Малыгина
А.А.Будякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 8 апреля 2016 г. N ЖФ-19/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2016