Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 21 апреля 2016 г. N ЖФ-24/2016
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - председателя Комиссии, заместителя руководителя управления; Малыгиной Т.Г. - начальника отдела контроля закупок; Осинцева К.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей:
от государственного заказчика: Петрова Ю.А., действующего на основании доверенности N 28 от 11.04.2016;
от заявителя жалобы ИП Куликова В.В.: Старцева В.И., действующего на основании доверенности б/н от 20.04.2016; от ООО "ТехСтройКомплекс" представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,
(Сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
рассмотрела поступившие в Амурское УФАС России от ООО "ТехСтройКомплекс" и ИП Куликова В.В. жалобы на действия Единой (аукционной) комиссии государственного заказчика - ФГБОУ ВПО "Амурский государственный университет" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту заполнений оконных проемов в учебном корпусе N 1, объявленной извещением N 0323100012216000001 от 22.03.2016 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru, выразившиеся, по мнению заявителей, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: неправомерном принятии решения об отказе участникам закупки - ООО "ТехСтройКомплекс" и ИП Куликову В.В. в допуске к участию в электронном аукционе.
Представитель ИП Куликова В.В. на заседании Комиссии Амурского УФАС России поддержал в полном объеме доводы, изложенные в жалобе. Дополнительно пояснил, что предпринимателем на участие в аукционе была подана заявка с указанием характеристик товара используемого при выполнении работ в полном соответствии с требованиями документации.
Заявка не содержала указания на конкретизацию товарного знака, знака обслуживания, фирменное наименование, полезные модели профиля ПВХ, поскольку данные информация и сведения в отношении планируемого к использованию при выполнению работ товара отсутствует, что и было также отражено в заявке.
Считает, что первая часть заявка подана в полном соответствии с требованиями аукционной документации. Просит признать в действиях Единой (аукционной) комиссии заказчика нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе и выдать предписание об их устранении.
Жалоба ООО "ТехСтройКомплекс" по своему содержанию содержит идентичные доводы, изложенные ИП Куликовым В.В. Также считает, что заявка подана в соответствии с положениями документации, в связи с чем, отказ в допуске к участию в электронном аукционе является неправомерным.
Представитель государственного заказчика с доводами заявителей жалоб не согласился. Представил письменные возражения. Указанные возражения приобщены к материалам дела.
Считает, что отказ данным участникам в допуске к участию в торгах является правомерным, указанный в заявках товар должен обладать информацией о наименовании предприятия-изготовителя или его товарный знак.
Участник имел возможность указать товарный знак товара предлагаемого для выполнения работ.
Просит признать жалобы необоснованными.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобы, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, установила следующее.
22.03.2016 государственным заказчиком - ФГБОУ ВПО "Амурский государственный университет" на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru опубликовано извещение N 0323100012216000001 и аукционная документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту заполнений оконных проемов в учебном корпусе N 1.
Соответствующая информация также размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 3 722 200 рублей. Дата и время окончания подачи заявок 11.04.2016 в 08:00. Дата и время проведения аукциона в электронной форме 14.04.2016 в 09:00.
Согласно протоколу N 17 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 11.04.2016 на участие в торгах подано 8 (восемь) заявок.
По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия заказчика приняла решение о соответствии первых частей заявок участников закупки за NN 2, 3, 7, 8.
Участникам закупки с заявками за NN 1, 4, 5, 6 аукционной комиссией отказано в допуске к участию в аукционе.
ООО "ТехСтройКомплекс" (заявка N 4) отказано с указанием причины: на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, заявка не соответствует требованиям, установленным в части 3 документации об аукционе в электронной форме: 1. непредоставление информации: Требование Заказчика: замена бетонных подоконных досок на пластиковые подоконные доски: ширина не менее 300 мм.; замена отливов шириной не менее 150 мм.; отделка внутренних откосов панелями ПВХ с обналичкой шириной не менее 80 мм.. В заявке участника отсутствует конкретные показатели. 2. Предоставление недостоверной информации в части предоставления недостоверной информации об отсутствии товарного знака на профиль ПВХ.
ИП Куликову В.В. (заявка N 6) отказано с указанием причины: на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, заявка не соответствует требованиям, установленным в части 3 документации об аукционе в электронной форме: 1. Предоставление недостоверной информации в части предоставления недостоверной информации об отсутствии товарного знака на профиль ПВХ.
В соответствии с протоколом N 24 подведения итогов электронного аукциона от 19.04.2016 победителем электронного аукциона признан ИП Дементиенко В.А., с лучшим предложением цены контракта 1 729 503 рублей 57 копеек.
На основании уведомления Амурского УФАС России торги в части заключения контракта приостановлены.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
ИЛИ
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе).
В пункте 30 части 2 Информационной карты аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки, согласно которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которых используется товар:
а) согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных данной аукционной документацией (и ее приложений), а также указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
б) согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных данной аукционной документацией (и ее приложений), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Информацию каким именно пунктом ("а" или "б") должен руководствоваться участник закупки, подавая заявку на участие в торгах аукционная документация не раскрывает, а инструкция по заполнению заявок в совокупности с условиями документации носит противоречивый характер.
Согласно аукционной документации предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту заполнений оконных проемов.
В части 3 Технического задания аукционной документации заказчиком в отдельной таблице указаны показатели, позволяющие определить соответствие товаров, используемых при выполнении работ, установленным заказчиком требованиям, в частности указано:
Профиль - ПВХ |
Пятикамерный |
Ширина профиля |
Не менее 70 мм. |
Ширина стеклопакета |
Не менее 42 мм. |
Количество камер стеклопакета |
Двухкамерный стеклопакет |
Коэффициент сопротивления теплопередачи стеклопакета |
Более 0,89 м2 С0/Вт |
Морозоустойчивость |
До -500 С |
Класс энергоэффективности |
А |
Герметичность контуров уплотнения |
Соответствие классу 1 ГОСТ 52749-2007 |
Стеклопакет |
С применением энергосберегающего стекла (низкоэмиссионного) |
При этом информация, к чему отнесены данные характеристики (оконному проему, оконному блоку и так далее), заказчиком в документации не отражена.
Также техническое задание содержит информацию о выполняемых работах, в которую включены:
1. Демонтаж деревянных оконных блоков - 92 шт.
2. Установка сдвоенных металлопластиковых оконных блоков - 46 шт.
3. Замена бетонных подоконных досок на пластиковые подоконные доски (ширина не менее 300 мм.) - 46 шт.
4. Замена отливов шириной не менее 150 мм. - 46 шт.
5. Отделка внутренних откосов панелями ПВХ с обналичкой шириной не менее 80 мм.
6. Отделка наружных откосов оштукатуриванием, с последующей шпаклевкой, огрунтовкой, окраской фасадной водоэмульсионной краской.
7. Уборка мусора с вывозом.
Информации о том, что указанные в данных видах работ товары отнесены заказчиком к показателям, позволяющим определить соответствие товаров, используемых при выполнении работ, установленным заказчиком требованиям и которые участник закупки должен отразить в подаваемой на участие в торгах заявке аукционная документация не содержит.
Из заявки N 4 - ООО "ТехСтройКомплекс" следует, что участник указал показатели товара, которые будут использованы при выполнении работ в соответствии с информацией отраженной заказчиком в табличной форме.
В связи с чем, признание заявки ООО "ТехСтройКомплекс" несоответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг по основанию, что в заявке участника отсутствуют конкретные показатели товара отраженные в информации о выполняемых работах является неправомерным.
Из поданной на участие в закупке заявки ООО "ТехСтройКомплекс" (заявка N 4) и ИП Куликова В.В. (заявка N 6) следует, что участники дали согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных аукционной документацией и предоставили информацию о товаре, используемом при выполнении работ, его характеристиках в соответствии с требованиями части 3 Технического задания аукционной документации.
Это соответствует требованиям к содержанию и составу заявки, установленным заказчиком в пункте 30 части 2 Информационной карты аукционной документации и части 3 Технического задания.
Сведений подтверждающих, что предлагаемый участниками закупки товар в обязательном порядке имеет товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, полезные модели, а также, что участниками предоставлена недостоверная информация об отсутствии товарного знака на профиль ПВХ государственным заказчиком в материалы дела не представлено и документально не подтверждено.
При этом товаром, используемым при выполнении работ является оконный блок, состоящий из составных частей профиля, стеклопакета и так далее, а не профиль ПВХ.
В связи с чем, в нарушение требований частей 4, 5 статьи 67 Закона о контрактной системе Единая (аукционная) комиссия государственного заказчика неправомерно приняла решение об отказе участникам закупки - ООО "ТехСтройКомплекс" (заявка N 4) и ИП Куликову В.В. (заявка N 6) в допуске к участию в электронном аукционе.
В действиях должностных лиц заказчика за отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно извещения и документации в качестве предмета закупки указано - учебный корпус N 1. Капитальный ремонт заполнений оконных проемов. При этом фактическим предметом закупки является замена оконных блоков. Характеристики товара, используемого при выполнении работ размещены как в подразделе "показатели, позволяющие определить соответствие товаров, используемых при выполнении работ, установленным заказчиком требованиям" так и подразделе "Выполняемые работы",инструкция по заполнению заявок содержит противоречивую информацию о заполнении заявок участниками, что указывает на необъективное описание объекта закупки, не позволяет потенциальным участникам надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупе и является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В нарушение требований частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в документации установлено указание на товарные знаки (Грунтовка "Тифенгрунд", Клей "Перлфикс", КНАУФ, Шпаклевка "Фугенфюллер ГВ", КНАУФ и так далее), без сопровождения словом "или эквивалент", а также максимальных и (или) минимальных значений показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика (т.е. без параметров эквивалентности), что не позволяет определить соответствие предлагаемого участниками закупки товара, потребностям заказчика.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе в обязательном порядке должен прилагаться проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Таким образом, проект контракта, заключаемый по результатам закупки на этапе её осуществления уже должен содержать требования, установленные частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В нарушение требований части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации, не содержит обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта будет применена поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В действиях должностного лица заказчика за утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Рассмотрев жалобы ООО "ТехСтройКомплекс" и ИП Куликова В.В. на действия Единой (аукционной) комиссии государственного заказчика - ФГБОУ ВПО "Амурский государственный университет" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту заполнений оконных проемов в учебном корпусе N 1, объявленной извещением N 0323100012216000001 от 22.03.2016 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь п. 1 ч. 3, ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу ООО "ТехСтройКомплекс" на действия Единой (аукционной) комиссии государственного заказчика - ФГБОУ ВПО "Амурский государственный университет" обоснованной.
2. Признать жалобу ИП Куликова В.В. на действия Единой (аукционной) комиссии государственного заказчика - ФГБОУ ВПО "Амурский государственный университет" обоснованной.
3. Признать в действиях Единой (аукционной) комиссии государственного заказчика нарушение: частей 4, 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного принятия решения об отказе участникам закупки N 4, 6 в допуске к участию в электронном аукционе.
4. Признать в действиях государственного заказчика - ФГБОУ ВПО "Амурский государственный университет" нарушение:
пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части необъективного описания объекта закупки;
частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в документации товарных знаков без сопровождения словом "или эквивалент" и максимальных и (или) минимальных значений показателей (параметров эквивалентности), позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы потребностям заказчика;
части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части не установления в проекте контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта будет применена поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
5. Выдать государственному заказчику и Единой (аукционной) комиссии предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: Т.Г. Малыгина
К.И. Осинцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 21 апреля 2016 г. N ЖФ-24/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2016