Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 25 апреля 2016 г. N 109-03з/2016
Резолютивная часть решения оглашена "25" апреля 2016 года. В полном объеме решение изготовлено "28" апреля 2016 года.
в присутствии до объявленного перерыва: /___./, в присутствии после объявленного перерыва: /___./, рассмотрев жалобу N109-03з/2016 ИП Заренкова П.А. по существу, установила: |
18.04.2016г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ИП Заренкова П.А. на действия заказчиков при проведении открытого аукциона в электронной форме N0137300039716000013, предметом которого является поставка продуктов питания (рыбные консервы).
ИП Заренков П.А. полагает, что заказчиками в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) неправомерно приняты решения об отказе от заключения контракта с ИП Заренковым П.А.
Заказчиками, а так же уполномоченным органом - Администрацией МО МР "Боровский район" представлены пояснения по существу доводов жалобы ИП Заренкова П.А., в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчиков основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 14.03.2016г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) уполномоченным органом - Администрацией МО МР "Боровский район" опубликовано извещение N0137300039716000013 о проведении совместного электронного аукциона, предметом которого является поставка продуктов питания (рыбные консервы) (далее также Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукциона составила 531 777,89 рублей.
Заказчиками по рассматриваемому Аукциону выступали 26 муниципальных учреждений (далее также Заказчики).
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0137300039716000013 от 30.03.2016г. победителем электронного аукциона был признан ИП Заренков П.А. с предложенной ценой контракта 377 562, 35 рублей.
14.04.2016г. заказчиками составлены протоколы об отказе от заключения контракта в связи с уклонением ИП Заренкова П.А. от заключения контракта, которым установлено, что ИП Заренков П.А. уклонился от заключения контракта, т.к. в регламентированный срок им не было представлено обеспечение исполнения контракта.
2. Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона урегулирован статьей 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, которой установлено, в том числе следующее:
1. По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
2. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
3. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
4. Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
5. В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
6. В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
7. В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
8. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
9. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
10. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
11. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, возвращаются победителю такого аукциона в сроки, установленные частью 6 статьи 44 настоящего Федерального закона.
12. В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.
13. Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
3. В ходе рассмотрения жалобы ИП Заренкова П.А., Комиссией Калужского УФАС России было установлено следующее.
Протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N0137300039716000013 от 30.03.2016 г. был размещен на официальном сайте 31.03.2016.
12.04.16г. ИП Заренков П.А. подписал и направил проекты контрактов 26-ти Заказчикам, а также приложил документ об обеспечении исполнения контрактов в виде одной банковской гарантии NLM0104166144 от 04.04.2016г., выданной КБ "ЛОКО-Банк" (АО).
14.04.16г. Заказчиками составлены протоколы об отказе от заключения контрактов в связи с уклонением ИП Заренкова П.А. от заключения контракта, которым установлено, что в установленный срок индивидуальный предприниматель Заренков Павел Александрович не представил заказчикам обеспечение исполнения контракта.
Также 14.04.16г. всеми Заказчиками по электронной почте в адрес ИП Заренкова П.А. были направлены отказы в принятии банковской гарантии.
4. Согласно доводам жалобы ИП Заренкова П.А. отказ в принятии банковской гарантии вследствие ее несоответствия п.2 ч. 2 ст.45 ФЗ-44 является необоснованным, так как в банковской гарантии NLM0104166144 от 04.04.2016г. указаны обязательства принципала.
Вместе с тем Комиссия Калужского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установила следующее.
Частью 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно части 4 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 12.1. Проекта контракта в целях обеспечения исполнения обязательств по настоящему Контракту Поставщик представляет Муниципальному заказчику обеспечение исполнения Контракта на сумму _________ (________) рублей _____ коп. путем _________________(указать какой способ обеспечения исполнения Контракта определил Поставщик), а в случае, если предложенная Поставщиком цена Контракта снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене Контракта, Поставщик предоставляет обеспечение исполнения Контракта в размере, превышающем в 1,5 раза от суммы первоначального обеспечения Контракта или информацию, подтверждающую добросовестность Поставщика на дату подачи заявки.
Согласно пояснениям представителя Уполномоченного органа, Банковская гарантия N LM0104166144, выданная 04.04.2016 г. КБ "Локо-Банк" (АО) индивидуальному предпринимателю Заренкову П.А. для предоставления в качестве обеспечения исполнения муниципальных контрактов на поставку продуктов питания не соответствует требованиям ст. 45 Закона по следующим основаниям: в соответствии с пунктом 8 "Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1088 от 28.11.2013 г.: "Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно", это требование оговорено и в документации о проведении аукциона (совместного аукциона), раздел "Приглашение к участию в аукционе", страница 3.
У каждого заказчика в закрытой части, в личном кабинете, оператором ЭТП "Сбербанк АСТ" сформирована карточка контракта, которому присвоен идентификационный номер. Однако, в представленной банковской гарантии нет указания на муниципальные контракты, которые будут заключены в результате аукциона.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС приходит к выводу, что из текста банковской гарантии неясно, по каким именно контрактам Банк берет на себя обязательство оплатить денежную сумму Бенефециарам, а также, сколько контрактов будет заключено по результатам аукциона, отсутствуют в банковской гарантии и реквизиты контрактов (номер).
Не указание в преамбуле конкретного номера контракта, на право заключения которого, объявлен электронный аукцион, имеет существенное юридическое значение в целях идентификации основания возникновения обязательств, в обеспечение которых выдана банковская гарантия для последующей реализации прав заказчика по данной гарантии, а также создает предпосылки для последующего отказа банка в удовлетворении требований заказчика по банковской гарантии.
Согласно части 2 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В соответствии с пунктом 12.2. Проекта контракта обязательства по Контракту, которые подлежат обеспечению: исполнение Контракта, в том числе сроки поставки Товара, обеспечение качества Товара, уплата убытков и неустойки Муниципальному заказчику, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков.
В банковской гарантии N LM0104166144 отсутствует перечень обязательств, подлежащих обеспечению Гарантом.
При таких обстоятельствах направленная в обеспечение исполнения обязательств по государственным контрактам банковская гарантия не может быть признана соответствующей требованиям ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе и документации о закупке, что является основанием для отказа в принятии такой банковской гарантии в силу ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Согласно части 6 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 7 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
14.04.16г. всеми Заказчиками по электронной почте в адрес ИП Заренкова П.А. были направлены отказы в принятии банковской гарантии.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Исходя из содержания статей 45,70,96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, ответственность за предоставление надлежащего обеспечения исполнения контракта в установленный срок несет победитель электронного аукциона. На рассмотрение жалобы по существу Заявителем жалобы не было представлено доказательств со ссылками на нормы права о возможности предоставления одной банковской гарантии, обеспечивающей гарантию исполнения обязательств по нескольким контрактам и применимой в контрактной системе для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, о правомерности отказа в принятии банковской гарантии NLM0104166144 от 04.04.2016г., действия Заказчиков не нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП Заренкова П.А. необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/___./ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/___./ |
|
___________________ |
/___./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 25 апреля 2016 г. N 109-03з/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2016