Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
рассмотрев жалобы ООО "Проактив", ООО "ДонСтройСервис" на действия Заказчика - Волгодонского филиала государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Психоневрологический диспансер" при проведении электронного аукциона N 0358200033016000009 "Размещение заказа на капитальный ремонт здания стационара Волгодонского филиала ГБУ РО "Психоневрологический диспансер" по адресу: г. Волгодонск, ул. Химиков, 14 в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Федевич А.С., Ким Е.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы ООО "Проактив", ООО "ДонСтройСервис" на действия Заказчика. Заявители указывают, что положения документации, извещения не соответствуют требованиям Закона.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалоб. Заказчик возражал против их удовлетворения.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
29.02.2016 г. в единой информационной системе Заказчиком размещено извещение о проведении аукциона. Согласно извещению в редакции от 25.03.2016 г. начальная (максимальная) цена контракта составляет 51 875 150.00 рублей.
1) Согласно ч. 1 ст. 64 Закона документация должна содержать сведения, указанные в извещении.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В п. 25 информационной карты указано, что "в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязуется привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем такого привлечения установлен в размере 15 % от цены контракта".
Пункт 4.3.18 проекта контракта изложен иным образом: "Подрядчик обязуется привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем работ, передаваемых на субподряд субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям должен составлять 15% от цены контракта, с предоставлением Заказчику копии договоров субподряда, актов выполненных работ, актов приема передачи товаров или других документов, подтверждающих объемы товаров, работ, услуг, выполненных субъектами малого предпринимательства в качестве субподрядчиков, социально ориентированных некоммерческих организаций".
Извещение содержит следующее положение: "участникам, привлекающим субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со ст. 30 Закона)".
Положение ч. 5 ст. 30 Закона указано в документах закупки различным образом, в том числе, не соответствующем указанной норме права (п. 4.3.18 проекта контракта, извещение). Допущенное разночтение указывает на нарушение Заказчиком ч. 1 ст. 64 Закона.
Довод ООО "Проактив" о допущенных Заказчиком противоречиях относительно субъектов, которые обязаны привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, обоснован.
2) Согласно части 1 статьи 96 Закона Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно проекту контракта:
7.1. Срок выполнения работ: с момента подписания контракта по 31.10.2017 года согласно графику производство работ, подписанного сторонами (образец Приложение N2 к контракту).
10.1. Настоящий контракт вступает в действие с момента подписания контракта и действует по 31.12.2017 г. Окончание срока действия настоящего Контракта не освобождает Стороны от ответственности за нарушение условий Контракта, допущенных в период срока его действия.
12.2. Срок действия обеспечения исполнения обязательств по контракту (безотзывной банковской гарантии, указанной в п. 12.1 настоящего контракта) должен превышать срок действия контракта на 2 (два) календарных месяца и действует до 01.03.2018 г. включительно.
Понятия "срок выполнения работ" и "срок действия контракта" тождественными не являются.
Срок действия банковской гарантии в силу ч. 3 ст. 96 Закона следует рассчитывать от срока действия контракта, а не срока выполнения работ.
Требование к сроку действия банковской гарантии, указанное в пункте 12.2 проекта контракта, не противоречит иным положениям проекта контракта, ст.ст. 96, 45 Закона.
Довод ООО "Проактив" о том, что Заказчиком не определен срок действия обеспечения исполнения контракта, необоснован.
3) В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
2. Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
Обязанность Заказчика по подготовке раздела документации - инструкции по заполнению заявок обусловлена необходимостью достижения упорядочения и приведения к единообразию в понимании требований Заказчика как к составу и содержанию заявки на участие в аукционе, так требований к самому товару (показателям его характеризующим).
Согласно разделу "Требования к строительным материалам" Заказчику к поставке/использованию необходимы, в том числе:
1. |
Листы гипсоволокнистые влагостойкие 12,5 мм |
Влагостойкие гипсоволокнистыелисты согласно ГОСТ 51829-2001 должны иметь следующие характеристики: Предел прочности листов при изгибе должен быть не менее 5,0 МПа Поверхностное водопоглощение листов ГВЛВ не должно быть более 1,0 кг/м Твердость лицевой поверхности гипсоволокнистых листов должна быть не менее 20 МПа. |
8. |
Плитка керамическая |
Неглазурованная неполированная типа керамогранит износостойкая ГОСТ 6787-2001. Размером не менее 300х300 мм. Толщиной не менее 12мм. Водопоглощение не более 3,5 %. Предел прочности при изгибе не менее 25 МПа. Износостойкость не более 18 г/см3. Морозостойкость, число циклов, не менее 25 циклов. |
Согласно п. 5.2.3 ГОСТ Р 51829-2001 "Листы гипсоволокнистые. Технические условия" поверхностное водопоглощение листов ГВЛВ не должно быть более 1,0 кг/м2.
Согласно п. 5.2.1 ГОСТа 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия" физико-механические показатели плиток должны соответствовать указанным в таблице 3. Согласно данной таблицы износостойкость (по кварцевому песку) не более 0,18 г/см2.
Заказчиком в документации указаны единицы измерения, не соответствующие действительным указанным в ГОСТах.
Обоснование необходимости использования показателей, требований, обозначений, терминологии, отличных от указанных в ГОСТах, в документации отсутствует.
В адрес Заказчика поступил запрос участника торгов, в котором указано о допущенных нарушениях при описании объекта закупки. В частности, заявлено о неверном указании единиц измерения по показателю "износостойкость" по позиции "плитка керамическая".
Заказчиком 18.03.2016 г. дан ответ, в котором указано о допуске в данной части опечатки.
25.03.2016 г, 08.04.2016 г. Заказчиком внесены изменения в документацию. Вместе с тем, в указанную часть изменения не внесены.
Подобное описание Заказчиком объекта закупки нарушает положения ч. 1 ст. 33 Закона.
Согласно разделу "Требования к строительным материалам" Заказчику к поставке/использованию необходимы, в том числе:
6 |
Горячекатаная арматурная сталь класса A-III |
Диаметр не менее 12мм Площадь поперечного сечения стержня должна быть не менее 1,130см2 Масса 1м профиля должна быть не менее 0,88 кг Предел текучести должен быть не менее 390(40) Н/мм2(кгс/мм2) Временное сопротивление разрыву должно быть не менее 590(60) Н/мм2(кгс/мм2) Относительное удлинение должно быть не менее 14% На поверхности стержня мотка профиля, включая поверхность ребер и выступов, не должно быть раскатанных трещин, трещин напряжения, рванин, прокатных плен, закатов. Марка стали должна быть 35ГС;25Г2С |
7 |
Горячекатаная арматурная сталь класса A-III |
Диаметр должен быть не менее 6мм Площадь поперечного сечения стержня должна быть не менее 0,282см2 Масса 1м профиля не должна быть более 0,22кг Предел текучести должен быть не менее 390(40) Н/мм2(кгс/мм2) Временное сопротивление разрыву должно быть не менее 590(60) Н/мм2(кгс/мм2) Относительное удлинение должно быть не менее 14% На поверхности стержня мотка профиля, включая поверхность ребер и выступов, не должно быть раскатанных трещин, трещин напряжения, рванин, прокатных плен, закатов. Марка стали должна быть 35ГС;25Г2С |
Согласно п. 1.3 ГОСТа 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" номера профилей, площади поперечного сечения, масса 1 м длины арматурной стали гладкого и периодического профиля, а также предельные отклонения по массе для периодических профилей должны соответствовать указанным в табл. 1.
Таблица 1
------------------------------------------------------------------
Номер профиля | Площадь | Масса 1 м профиля (номинальный диаметр| поперечного |------------------------------- стержня d ) | сечения |Теоретическая,| Предельные н |стержня, см2 | кг | отклонения, %
--------------------+-------------+--------------+----------------
6 |0,283 |0,222 |+9,0 8 |0,503 |0,395 |-7,0 | | |---------------- 10 |0,785 |0,617 |+5,0 12 |1,131 |0,888 |-6,0 14 |1,540 |1,210 |
Согласно п. 15 информационной карты терминам "не более", "не менее", "минимальное значение", "максимальное значение", "не уже", "не шире", "не выше", "не ниже", "как минимум", символ "-", "_" подразумевают, что значение(-ния), указанное(-ные) заказчиком, включено в предел допустимых значений.
Учитывая положения Инструкции, возможно дать предложение, не соответствующее требованиям ГОСТа, но удовлетворяющее положениям документации. Например:
по позиции 6 - горячекатаная арматурная сталь класса A-III, диаметр 12мм., площадь поперечного сечения стержня 1,130см2.;
по позиции 7 - горячекатаная арматурная сталь класса A-III, диаметр 6мм.. площадь поперечного сечения стержня 0,282см2.
Значения площади поперечного сечения стержня удовлетворяют техническому заданию Заказчика, однако не соответствуют положениям ГОСТа.
Наличие разночтения между требованиями Заказчика и положениями ГОСТа также являлось предметом запроса участника торгов. Заказчиком изменения в указанную (оспариваемую) часть документации не внесены.
Подобное описание Заказчиком объекта закупки нарушает положения ч. 1 ст. 33 Закона.
Согласно разделу "Требования к строительным материалам" Заказчику к поставке/использованию необходима, в том числе:
112 |
Настенная сплит-система наружный и внутренний блок |
|
Согласно Инструкции "в случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара, участник обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику. Такие характеристики сопровождаются символами ";" "\". В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке".
Учитывая положения Инструкции, не представляется возможным установить фактическую потребность Заказчика, и, следовательно, надлежащим образом подготовить заявку на участие в аукционе.
Согласно разделу "Требования к строительным материалам" Заказчику к поставке/использованию необходимы, так например:
133 |
Видеокамера |
Артикул: VC-2027F Цветная камера, корпусная, оптический Zoom 27x D/N, автопереключение с цветного на ч/б режим при недостаточном освещении. Чувствительность 0,01 lux Синхронизация внутренняя |
134 |
Видеокамера цветная уличная в комплекте с кронштейном |
Тип матрицы 1/3" ПЗС SONY SuperHAD II цветная Фокусное расстояние объектива 3.5-16 мм с АРД Горизонтальный угол обзора 68.9-17° Разрешение по горизонтали 600 ТВЛ Отношение сигнал/шум > 52дБ (АРУ выкл.) Управление OSD меню Баланс белого (AWB) Авто Автоматическая регулировка усиления (AGC) Авто Дальность ИК-подсветки До 40 м Количество ИК диодов 54 Класс защиты IP66 Напряжение питания DC 12 В Потребление тока Не более 700 мА |
В описание объекта закупки включены требования (указания) в отношении товарных знаков, фирменных наименований, наименований производителя.
В описание объекта закупки слова "или эквивалент" не включены.
Подобное описание объекта закупки ограничивает круг участников торгов и нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона.
Учитывая обстоятельства, указанные в настоящем пункте решения, Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона в части необъективного описания объекта закупки.
Доводы Заявителей в части необъективного описания объекта закупки обоснованы.
Вместе с тем, часть доводов жалобы ООО "ДонСтройСервис" относительно нарушения Заказчиком описания объекта закупки (по отдельным позициям технического задания) не нашла своего подтверждения.
В частности, удельная электропроводность имеет единицы измерения "См\с", что соответствует документации Заказчика.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Проактив" частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "ДонСтройСервис" частично обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона.
4. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание:
отменить протоколы, сформированные в ходе проведения торгов (при наличии таковых);
аннулировать аукцион.
5. Оператору электронной торговой площадке обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
6. Рассмотреть вопрос привлечения должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2016