Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалоб ООО "Лес", ООО "Форт" на действия Заказчика - Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области при проведении запроса предложений N 0158300031216000029 "выполнение работ по содержанию и благоустройству территории Зерноградского городского поселения в 2016 году" (далее - запрос предложений) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) в присутствии представителей ООО "Форт" (Лаврухина О.И.Г., Тульцева О.С.), Заказчика (Синельников П.Е.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы ООО "Лес", ООО "Форт" на действия Заказчика.
Заявители указывают, что при проведении запроса предложений Заказчиком нарушены положения Закона: изменены объемы работ, что запрещено ч. 2 ст. 83 Закона; установлено право Заказчика на проверку договоров на оказание охранных услуг, представленных в составе заявок участников закупки, в то время как предметом запроса предложений являются работы по благоустройству и содержанию территории; отсутствует требование о необходимости декларирования участниками закупки п. 10 ч.1 ст. 31 Закона; установлено требование о выполнении работ участником запроса предложений "по заявке" подрядчика, а не Заказчика.
Заказчик представил письменные пояснения по существу жалоб; просил признать их необоснованными.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
05.04.2016 г. в единой информационной системе размещено извещение о проведении запроса предложений. Согласно извещению начальная цена контракта составляет 9 294 292.00 рублей.
1) В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 59 Закона заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона.
Случаи осуществления закупки путем проведения запроса предложений установлены ч. 2 ст. 83 Закона.
Так, Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях осуществления закупки работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 статьи 95 Закона, а именно, ввиду принятия решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона).
Таким образом, осуществление закупки путем проведения запроса предложений на основании п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона допустимо при наличии совокупности условий:
осуществления закупки работ, которые являлись предметом ранее заключенного контракта;
ранее заключенный контракт расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке ввиду неисполнения (ненадлежащего) исполнения подрядчиком обязательств по контракту.
25.12.2015 г. Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0158300031215000123 "Выполнение работ по содержанию и благоустройству территории Зерноградского городского поселения в 2016 году.
Согласно извещению начальная цена контракта равна 10 428 976.00 рублей.
По итогам данных торгов между Заказчиком и победителем аукциона ООО "Лес" 08.02.2016 г. заключен контракта N 36111981906 16 000014 на общую сумму 9 281 788,64 рублей.
09.03.2016 г. в единой информационной системе Заказчиком размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.02.2016 г. Данный контракт расторгнут на основании ч. 9 ст. 95 Закона ввиду существенных нарушений подрядчиком обязательств по контракту.
Заказчиком в рамках заседания Комиссии Ростовского УФАС России указано, что Акт выполненных работ в рамках названного контракта не подписан, работы не приняты.
Согласно информационной карты документации оспариваемый запрос предложений размещен Заказчиком в силу п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона.
Ростовским УФАС России установлено, что объем работ, требуемый к выполнению при проведении настоящего запроса предложений, отличен от объема работ, указанного в рамках аукциона N 0158300031215000123. В частности, дополнительно к выполнению установлены очистка автобусных остановок, площадок отдыха и стоянок автомобилей от пыли, мусора вручную; механизированная очистка покрытий от пыли и грязи; сбор и транспортировка навалов мусора с территории Зерноградского городского поселения.
Данные работы не являлись предметом контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 0158300031215000123.
При таких обстоятельствах, основания, указанные в п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона, для проведения запроса предложений на объем работ, который не являлся предметом контракта, заключенного по итогам проведения аукциона N 0158300031215000123, отсутствуют.
Как указано ранее по тексту решения ч. 2 ст. 83 Закона содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений.
Осуществление данного запроса предложений не подпадает ни под одно из указанных в статье оснований.
Ввиду осуществления закупки работ, которые не являлись предметом контракта, заключенного по итогам проведения аукциона N 0158300031215000123, путем запроса предложений, Заказчик нарушил ч. 5 ст. 24 Закона.
2) Согласно ч. 4 ст. 83 Закона извещение о проведении запроса предложений должно содержать следующую информацию: информацию, предусмотренную пунктами 1 - 5, 7 (в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 8 части 2 настоящей статьи) и 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона) статьи 42 настоящего Федерального закона.
Из пункта 7 статьи 42 Закона следует, что извещение о проведении закупки, помимо прочего, должно содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.
Часть 4 ст. 83 Закона равно как ст. 83 Закона, устанавливающая требования к составу и содержанию извещения, документации о запросе, не предусматривает установления требования о предоставлении в составе заявки обеспечения заявок на участие в закупке.
Информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке включению в извещение, документацию не подлежит.
Согласно извещению:
Размер обеспечения заявки |
92942.92 |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, условия банковской гарантии |
Обеспечение заявки на участие в запросе предложений предоставляется участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в запросе предложений осуществляется участником закупок. 1. Посредством перечисления суммы обеспечения заявки на счет Заказчика по нижеуказанным реквизитам. Получатель: Администрация Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области ИНН 6111981906, КПП 611101001 Лицевой счет: 05583104570 Расчетный счет: 40302810260153000843 БИК: 046015001 |
Платежные реквизиты |
"Номер расчётного счёта" 40302810260153000843 "Номер лицевого счёта" 05583104570 "БИК" 046015001 |
Как видно Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками запроса предложений в составе заявки обеспечения заявок на участие в закупке.
Заказчиком нарушена ч. 4 ст. 83 Закона.
3) Приложение N1 к документации о проведении запроса предложений содержит критерии оценки заявок на участие в запросе предложений:
оценка заявок по стоимостным критериям оценки: цена контракта;
оценка заявок по нестоимостным критериям оценки: квалификация участника запроса предложений. Показателем по данному критерию является: "Опыт участника по успешному исполнению контракта сопоставимого характера и объема - Выполнение работ по содержанию и благоустройству территории (в суммарном денежном выражении)". Предмет оценки: Наличие опыта участника по успешному исполнению контрактов сопоставимых по характеру и объему предмету настоящего запроса предложений - Выполнение работ по содержанию и благоустройству территории по контракту(ам) (договору(ам)) (с учетом правопреемства) за 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем запросе предложений.
Данный раздел содержит также формулировку: "Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном исполнении контрактов на оказание охранных услуг по исполнению участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом, при несоответствии данных, полученных заказчиком в письменной форме любыми видами связи от соответствующих органов и организаций с данными имеющимися в составе заявки, опыт по таким контрактам и/или договорам не принимается к оценке".
Вместе с тем, охранные услуги не являются предметом закупки. Оценка Заказчиком участников торгов, сведений, представленных в их заявках, по информации, не относящихся к объекту закупки, противоречит ч. 11 ст. 83 Закона, согласно которой заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений.
Довод ООО "Форт" обоснован.
4) Техническая часть документации содержит следующее условие: "в случае возникновения неблагоприятных погодных условий (сильный ветер, обледенение и т. д.) Подрядчик обязан выполнить работы по ликвидации аварийно-опасных деревьев в течение часа после заявки Подрядчика".
ООО "Форт" полагает, что данное требование вводит участников закупки в заблуждение. Однако, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность заявленного довода. Кроме того, Обществом не указано в чем именно состоит нарушение его прав и интересов.
Довод в данной части необоснован.
5) Согласно пункту 2 части 4 статьи 83 Закона извещение о проведении запроса предложений должно содержать требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 83 Закона документация о проведении запроса предложений должна содержать, помимо прочего, требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению.
Документация содержит требования к участникам торгов в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона (информационная карта). Данные требования указаны в извещении.
Требования к содержанию и составу заявки указаны в разделе N 5 документации.
Требования Закона Заказчиком исполнены.
Законом для участников запроса предложений не установлена обязанность декларирования своего соответствия п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона.
Довод ООО "Форт" в данной части необоснован.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лес" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Форт" частично обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч. 5 ст. 24, ч. 4 ст. 83 Закона.
4. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание:
отменить протоколы, сформированные в ходе проведения запроса;
аннулировать запрос.
5. Рассмотреть вопрос привлечения виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2016