Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 апреля 2016 г. N 635/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 635/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358100032216000033 "Уголь марки Антрацит" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя (Игнатьева Р.В.), представителя Заказчика (Ефимовой Е.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловался отказ в допуске к участию в аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358100032216000033 от 11.03.2016 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 14923160,15 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 28.03.2016 года в 09 часов 00 минут.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок от 29.03.2016 года по аукциону N0358100032216000033:
- на участие в аукционе подано 4 заявки под номерами: 1, 2, 3 (Заявитель), 4;
- участникам закупки, подавшим заявки NN 1, 3 (Заявитель), 4, отказано в допуске к участию в аукционе;
- участник закупки, подавший заявку N 2, допущен к участию в аукционе.
В силу ч.4 ст.67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (лист 9 документации об аукционе) Заказчик, в том числе, установил:
в соответствии с частью 3 ст. 66 44-ФЗ 1 часть заявки на участие в электронном аукционе (предложение участника в отношении объекта закупки) должна содержать, в том числе, конкретные показатели поставляемого (используемого при оказании услуг, выполнении работ) товара. В предложении указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, если такие требования предъявляются в документации об электронном аукционе и Приложении N2 к аукционной документации (далее - Техническое задание).
Также в тексте Инструкции (второй лист Инструкции) между описанием различных правил заполнения заявки Заказчик указал следующие требования к поставляемому товару:
при подаче предложения в отношении описания объекта закупки в части размерности кусков участник должен указать на соответствие товара требованиям ГОСТ 19242-73 "Угли бурые, каменные и антрацит. Классификация по размеру кусков" (лист 9 документации об аукционе);
при подаче предложения в отношении описания объекта закупки в части технических характеристик участник должен указать на соответствие товара требованиям ГОСТ 32464-2013 "Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования" (лист 9 документации об аукционе).
Данные требования сливаются с текстом Инструкции, которая выполнена на 5 листах документации. На приведенной скрин-копии Инструкции указанные требования Заказчика выделены для наглядности из общей массы текста:
На листе 17 документации об аукционе среди общих фраз, касающихся поставляемого товара, но не подлежащих обязательному указанию в заявке, Заказчик также разместил "дополнительное требование" к товару, без указания которого в заявке, участник не допускается к аукциону. На приведенной скрин-копии Инструкции указанные требования Заказчика выделены для наглядности из общей массы текста:
В связи с тем, что требования о соответствии поставляемого товара ГОСТ 25543-2013, ГОСТ 32464-2013, ГОСТ 19242-73 размещены Заказчиком в различных разделах документации (в Инструкции по заполнению заявки и в п.12 документации), находящимися за пределами Технического задания, Заявитель в заявке не указал данные ГОСТ, что привело к отклонению заявки от участия в торгах по формальным основаниям и послужило поводом для направления жалобы в Ростовское УФАС России.
Несмотря на то, что все технические характеристики предлагаемого к поставке угля соответствуют требованиям Заказчика, изложенным в Приложении N2 к аукционной документации (Техническое задание), содержание заявки Заявителя в части указания о соответствии поставляемого товара ГОСТ 25543-2013, ГОСТ 32464-2013, ГОСТ 19242-73 не соответствует требованиям документации. В силу ч.4 ст.67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, требованиям документации об аукционе. Следовательно, жалоба Заявителя является необоснованной.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 настоящего закона. Частью 1 ст.33 Закона предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Также, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- при составлении описания объекта закупки, если это возможно, должны использоваться стандартные показатели, требования, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявке на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Пункт 2 части 1 статьи 64 Закона также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников.
Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам.
Требования к товарам, подлежащие конкретизации участниками, содержатся в разработанной, по собственной инициативе заказчиком в документации об электронном аукционе и Приложении N2 к аукционной документации (Техническое задание), а также в иных разделах документации об аукционе (пунктах 1, 12 документации).
Содержание требований к товарам, перечисленных в Техническом задании, и пунктах 1, 12 документации об аукционе, в том числе в Инструкции по заполнению заявки, позволяет сделать вывод о нарушении заказчиком правил описания объекта закупки, в части их соответствия объективному характеру и исключению ограничения количества участников закупки.
Так, например, Техническое задание, размещенное отдельным файлом, содержит требования к размерам поставляемого товара:
"доля составляющих классов угля АК (50 - 100), АО (25-50) от общего количества, предлагаемого к поставке угля должно быть следующим: АО (25 - 50) не менее 60 % от общего количества, АК (50 - 100) более 12 % от общего количества. Допускается содержание Антрацита класса АМС (6 - 25) в количестве не более 30 % от общего количества. Не допускается содержание Антрацита класса АШ (0 - 6)".
При этом п.1 документации об аукционе на листе 9 среди положений Инструкции по заполнению заявки содержит еще одно обязательное требование к данному товару:
"При подаче предложения в отношении описания объекта закупки в части размерности кусков участник должен указать на соответствие товара требованиям ГОСТ 19242-73 "Угли бурые, каменные и антрацит. Классификация по размеру кусков".
Однако содержание указанного ГОСТ о размерах кусков угля Заказчиком в полном объеме изложено в Техническом Задании.
Аналогично установлены требования и к иным техническим характеристикам угля.
Заказчик требует указать данные характеристики из Технического задания и одновременно указать о соответствии товара требованиям различных ГОСТ, наименования которых "разбросаны" на разных листах документации - 9 и 12 листы - среди текста, который не подлежит обязательному включению в состав заявки.
Скрин-копии указанных листов документации приведены в настоящем решении выше.
Здесь нужно отметить, что несмотря на то, что Заказчику в рамках проводимого аукциона требуется к поставке всего один товар: уголь антрацит, Техническое задание состоит из двух листов, размещенных в единой информационной системе отдельным файлом. При этом Заказчик вынес за рамки Технического задания и расположил в хаотичном, усложняющем восприятие порядке, ряд требуемых к включению в заявку показателей поставляемого товара - указать на соответствие угля ГОСТ 25543-2013, ГОСТ 32464-2013, ГОСТ 19242-73.
Таким образом, чтобы сделать предложение по указанному углю, участник должен найти все необходимые к заполнению показатели, которые в хаотичном порядке "разбросаны" среди нескольких разделов аукционной документации.
Исходя из изложенного, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика, связанные с разбросом установленных требований к поставляемому товар, имеющие своим последствием определение требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и внесении изменений в документацию об аукционе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 апреля 2016 г. N 635/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2016