Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28 апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
Н.А. Кожемяко |
Члены Комиссии: |
А.В. Король Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Архитектурное проектно-производственное бюро" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района при проведении электронного аукциона N 0158300038016000003 "Выполнение проектно-сметной документации "Распределительные газопроводы в х. Русско-Власовский Морозовского района Ростовской области" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Хлебников С.Н.), привлеченного лица - Правительства Ростовской области (Новикова М.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика. Заявитель указывает, что вторая часть его заявки соответствует требованиям документации, Закону.
Заказчик представил письменные пояснения по существу жалобы Заявителя. Заказчик указал, что основанием для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации явилось отсутствие декларации о соответствии участника закупки п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона.
Представитель привлеченного лица пояснений не представил.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
22.03.2016 г. в единой информационной системе размещено извещение о проведении аукциона. Согласно извещению начальная цена контракта составляет 2 717 335.00 рублей.
1) В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона, не допускается.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.
Закон не устанавливает требований к участникам торгов о представлении ими в составе заявки сведений и (или) информации об их соответствии п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона (участник закупки не является офшорной компанией) равно как не устанавливает требований о необходимости декларирования данного соответствия.
Вторая часть заявки Заявителя декларацию о соответствии участника требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона, содержит.
Заказчик указал, что причиной признания заявки не соответствующей требованиям документации явилось отсутствие во второй части заявки информации о том, что участник торгов не является оффшорной компанией. Решение комиссии Заказчика не основано на нормах права.
Учитывая положения ст. ст. 64, 66, 69 Закона, заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в нарушение ч. 7 ст. 69 Закона. Решение комиссии Заказчика отражено в протоколе подведения итогов аукциона от 14.04.2016 г.
Ростовское УФАС России также сообщает:
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования, в том числе в соответствии с которыми участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Согласно части 8.1 статьи 31 Закона оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона вышеуказанному требованию при его аккредитации на электронной площадке.
Таким образом, оператор электронной площадки осуществляет проверку участника электронного аукциона на предмет соответствия требованию, установленному пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона.
При этом комиссия по осуществлению закупок в случае проведения электронного аукциона не проверяет соответствие участников закупок требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона (часть 8 статьи 31 Закона).
Вместе с тем, в случае обнаружения факта, свидетельствующего о том, что участник закупки является офшорной компанией, Заказчик отклоняет такую заявку как не соответствующую требованиям пункта 10 части 1 статьи 31 Закона (пункт 2 части 6 статьи 69 Закона).
Заказчиком в материалы дела не представлены сведения и (или) информация, подтверждающие тот факт, что участник закупки является офшорной компанией.
2) Согласно ч. 8 ст. 69 Закона результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать, в том числе, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Протокол подведения итогов аукциона от 14.04.2016 г. не содержит следующих сведений: решения о несоответствии заявок на участие в аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений Закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Комиссией Заказчика нарушена ч. 8 ст. 69 Закона.
3) Согласно п. 11. 6 проекта контракта "в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем его обязательств по Контракту, Исполнитель обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало действовать предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение Контракта на тех же условиях, которые указаны в настоящем разделе Контракта".
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 3 данной статьи исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Из смысла данной статьи Закона следует право заказчика на получение обеспечения исполнения контракта на стадии подачи заявки или при подписании контракта. Возможность требовать представления нового обеспечения или внесения изменения в действующее обеспечение на стадии исполнения контракта данным законом не предусмотрено.
Единственное исключение предусмотрено в части 7 статьи 96 Закона, в силу которой в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
На участника закупки условиями документации фактически возложены риски действительности банковских гарантий на весь период ее предоставления, в силу чего они могут быть в ходе исполнения контракта повторно обязаны представлять обеспечение исполнения контракта.
Данное требование документации противоречит положениям ч. 3 ст. 96 Закона.
4) Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.
Статьей 762 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
Следовательно, обязанность по согласованию технической документации возложена на подрядчика и заказчика совместно.
Согласно п. 5.2 Подрядчик обязан согласовать проектно-сметную документацию с физическими и юридическими лицами - владельцами инженерных коммуникаций, в случае, если данные коммуникации попадают в зону проектируемого производства работ, Затраты по согласованию проектно-сметной документации учтены в стоимости работ, указанной в пункте 2.1. настоящего контракта.
Указанное в п. 5. 2 проекта контракта требование Заказчика, адресованное лицу, признанному победителем аукциона (потенциально - всем участникам аукциона), возлагает на участников закупки дополнительные обязанности в объеме, не предусмотренном законом, влекущие нарушение их прав и законных интересов.
Учитывая изложенное, Заказчик нарушил ч. 1 статьи 64 Закона.
Позиция Ростовского УФАС России в данной части поддержана в судебных актах N А53-952/2015.
5) В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона в п. 17 информационной карты документации указано, что "участник закупки должен соответствовать следующим требованиям: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по подготовке проектно-сметной документации, выданное саморегулируемой организацией, в соответствии с Перечнем видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624".
Согласно ч. 5 ст. 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
Требования к содержанию и составу второй части заявки установлены Заказчиком в п. 18 информационной карты.
Данный пункт равно как иные положения документации не устанавливают требования к участникам торгов о предоставлении ими в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.
При таких обстоятельствах, Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона, согласно которой документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона.
6) Заказчиком на заседании Комиссии Ростовского УФАС России пояснено, что заявка участника N 5 признана не соответствующей требованиям документации по причине отсутствия в ней декларации о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона.
Документация, извещение не содержат ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Требования к содержанию и составу второй части заявки установлены Заказчиком в п. 18 информационной карты. Данный пункт равно как иные положения документации не устанавливают требования к участникам торгов о предоставлении ими в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона.
При таких обстоятельствах, заявка участника N 5 признана не соответствующей требованиям документации по причине не представления документов, представление которых самой документацией не предусмотрено.
Иные основания, в том числе, указанные в ч. 6 ст. 69 Закона, для признания заявки участника N 5 не соответствующей требованиям документации Заказчиком не заявлены.
Действия комиссии Заказчика по признанию заявки N 5 не соответствующей требованиям документации нарушают положения ч. 7 ст. 69 Закона.
7) Между Заказчиком и ООО "ДАГ" 25.04.2016 г. заключен контракт N Ф.2016.62346 на общую сумму 1 501 092,32 рублей.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Архитектурное проектно-производственное бюро" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 96 Закона.
3. Признать комиссию Заказчика нарушившим ч. 7, 8 ст. 69 Закона.
4. Предписание об устранении нарушений законодательства не выдавать ввиду заключения контракта.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика, комиссии Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Н.А. Кожемяко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок А.В. Король
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2016