Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 20 апреля 2016 г. N 03-10/58-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок, |
членов комиссии: | |
Лосева В.Г., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Насоновой В.К., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок, |
рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/58-16, возбужденное по жалобе Индивидуального предпринимателя Варламовой Ирины Сергеевны на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: МБДОУ ЦРР д/с N23 Теремок", корпус 2 вс. Новый Васюган (извещение N0365300000816000004), в отсутствие представителей:
- заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства муниципального образования "Каргасокский район", уведомленного о времени и месте рассмотрения дела N03-10/58-16 (исх.NАК/2255 от 15.04.2016),
- заявителя - Индивидуального предпринимателя Варламовой Ирины Сергеевны, уведомленной о времени и месте рассмотрения дела N03-10/58-16 (исх.NАК/2256 от 15.04.2016),
УСТАНОВИЛА:
15.04.2016 в Томское УФАС России обратиласьИП Варламова И.С.(вх.2021) с жалобой на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: МБДОУ ЦРР д/с N23 "Теремок", корпус 2 вс. Новый Васюган, нарушающие, по мнению заявителя, положения Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
Заявитель в жалобе сообщает,что заказчиком в документации об электронном аукционе установлено ограничение: "Участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации". В связи с этим установлено требование в п/п 18 информационной карты документации об электронном аукционе: "3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2013 N101 (400 млн. рублей)".
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008г. N556 утратило силу в связи с изданием Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N702, которым установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для малых предприятий в размере 800 млн. рублей.
Также заявитель сообщает, что заказчиком при утверждении документации об электронном аукционе были нарушены ч.8 ст.30, ч.ч.1,2 ст.33 Закона 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного ИП Варламова И.С. просит приостановить закупку до рассмотрения настоящей жалобы по существу; выдать соответствующее предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В письменном отзыве на жалобу представитель заказчикасообщил следующее:
В случае качественного исполнения подрядчиком условий муниципального контракта и в установленные контрактом сроки, заказчик производит оплату в более короткие сроки. Установленный аукционной документацией срок оплаты - 20 банковских дней с учетом выходных дней не превышает 30 календарных дней, так как в период проведения строитель но-монтажных работ с июня 2016г. по сентябрь 2016г. отсутствуют продолжительные праздничные дни, что не нарушает срок оплаты согласно ч. 8 ст. 30 Закона 44-ФЗ.
В аукционной документации наименование и характеристики применяемых материалов указаны в соответствии с проектно-сметной документацией, линейные размеры на все утеплители указаны в миллиметрах. Запросов на разъяснение документации по данному вопросу не поступало, соответственно всем потенциальным участникам была понятна единица измерения данного утеплителя.
Представитель заказчика также поясняет, что пропущенные единицы измерения -мм., не препятствуют участнику закупки подать заявку, так как применение других единиц измерения кроме мм, невозможно по совокупности указанных величин габаритов плит теплоизоляционных.
На основании изложенного представитель заказчика считает жалобу ИП Варламовой И.С. не обоснованной.
Изучив доводы жалобы ИП Варламовой И.С., письменный отзыв представителя заказчика, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0365300000816000004 и документация о проведении электронного аукциона опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 30.03.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 653 930рублей.
Заказчик -Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства муниципального образования "Каргасокский район".
Предмет электронного аукциона: Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: МБДОУ ЦРР д/с N23 "Теремок", корпус 2 в с. Новый Васюган.
1) Частью 8 ст.30 Закона 44-ФЗ установлено, что в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в п.8.2 проекта контракта установлено, что заказчик производит оплату по настоящему муниципальному контракту в следующем порядке:
-Оплата работ будет производиться ежемесячно после подписания справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) в течение 20 банковских дней со дня предъявления счет-фактуры.
-Окончательный расчет будет производиться по факту выполнения всего объема работ в течение 20 банковских дней после подписания справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11) и предоставления подрядчиком исполнительной и технической документации.
Таким образом, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что заказчик установил в проекте контракта срок оплаты выполненных работ с нарушением требований ч.8 ст.30 Закона 44-ФЗ.
2) Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Пунктом 3.3 проекта контракта предусмотрено, что все поставляемые материалы должны соответствовать требованиям ГОСТов, ТУ и подтверждаться соответствующими сертификатами/декларациями, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими их качество, в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В п.13 раздела "Общестроительные работы" ТЗ заказчик установил требование к материалу "Доска": Сечение - 50x100мм.
Вместе с тем, согласно ГОСТу 18288-87 "Межгосударственный стандарт. Производство лесопильное. Термины и определения" доска - пиломатериал толщиной до 100 мм.и шириной более двойной толщины. Таким образом, установленные размеры сечения материала "Доска" не соответствует ГОСТу 18288-87.
Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что заказчик при описании объекта закупки нарушил ч.2 ст.31 Закона 44-ФЗ.
3) В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 3.3 проекта контракта предусмотрено, что все поставляемые материалы должны соответствовать требованиям ГОСТов, ТУ и подтверждаться соответствующими сертификатами/декларациями, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими их качество, в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Комиссия Томского УФАС России установила, что в п.22 ТЗ заказчик установил характеристики (длина, ширина, толщина) к материалу "Плиты теплоизоляционные энергетические гидрофобизированные базальтовые" без указания единиц измерения, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ.
4) Согласно п.18 Информационной карты документации об электронном аукционе участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.Кроме этого, заказчик раскрывает понятие "субъект малого предпринимательства", в частности заказчик указывает, что к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующему условию:
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2013 N101 (400 млн. рублей).
Вместе с тем, Постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 N101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Постановление Правительства N101") утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 N702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что указание в документации об электронном аукционе на Постановление Правительства N101, утратившего силу, может ввести в заблуждение участников закупки.
Таким образом, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу об обоснованности доводов жалобы.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России выявила следующие нарушения Закона 44-ФЗ:
1) В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Наименование и характеристики применяемых материалов в соответствии с проектно-сметной документацией установлены заказчиком в п.5 ТЗ. Кроме этого, на официальном сайте единой информационной системы по закупке N0365300000816000004 размещена дефектная ведомость, содержащая указание на используемый при выполнении работ товар. Вместе с тем, при описании используемого товара заказчик указал товарный знак (п.п. 36, 54, 70, 73) без указания слов "или эквивалент".
Таким образом, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что заказчик при описании объекта закупки нарушил п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ.
2) В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - свидетельство СРО).
Частью 3 ст.52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч.2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Изучив документацию об электроном аукционе, Комиссия Томского УФАС России установила, что заказчик в п.17 Информационной карты заказчик установил Перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:
Свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, с приложением перечня следующих видов работ, требуемых в соответствии с технической частью аукционной документации:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
стоимость работ по одному договору должна составлять не менее начальной максимальной цены контракта
33.3. Жилищно-гражданское строительство
Лицо, осуществляющее организацию строительства, реконструкции и капитального ремонта вправе выполнять определенные виды работ самостоятельно или привлечь субподрядные организации, которые будут соответствовать требованиям, а именно:
Наличие Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, с приложением перечня следующих видов работ, требуемых в соответствии с технической частью аукционной документации:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
10. Монтаж металлических конструкций
10.3. Монтаж, усиление и демонтаж резервуарных конструкций
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.8. Антисептирование деревянных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования
17. Устройство наружных сетей канализации
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно
В соответствии с п.1.1 проекта контракта, подрядчик вправе при выполнении работ привлекать других лиц, соответствующих требованиям законодательства.
Вместе с тем, заказчик не установил требования к участнику закупки о наличии свидетельства СРО в случае, если работы будут выполняться лично подрядчиком, без привлечения других лиц.
Руководствуясь ч.8 ст.30, п.1 ч.1 ст.31, п.1 ч.1, ч.2 ст.33, ст.ст. 99, 106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Варламовой И.С.на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: МБДОУ ЦРР д/с N23 Теремок", корпус 2 в с. Новый Васюганобоснованной.
2. Признать заказчика - МКУ УЖКХ и КС нарушившим ч.8 ст.30, п.1 ч.1 ст.31, п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем аннулирования определения подрядчика.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии |
|
Лосев В.Г. |
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
Насонова В.К. |
В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 20 апреля 2016 г. N 03-10/58-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2016