Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2016 г. N 44-1481/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик):
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
в отсутствие представителей ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 8651-ЭП/16 от 13.04.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по ремонту покрытий на искусственных дорожных сооружениях Санкт-Петербурга для нужд Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 23.03.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002516000036. Начальная (максимальная) цена контракта - 181 146 045,64 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в:
- установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
- неправомерном объединении в рамках одного лота ремонтных работ в различных районах города;
Заказчик и Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В доводах жалобы Заявитель указывает на установление ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Заказчиком установлен следующий порядок оценки порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки":
Коэффициент значимости критерия: 0,20.
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" предусмотрен показатель, раскрывающий содержание критерия оценки и учитывающий особенности оценки по критерию:
1) Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема: по ремонту покрытий мостов, путепроводов, надземных автомобильных дорог (автодорожных эстакад) в границах населенных пунктов за период с 01.01.2015 по дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе для государственных и муниципальных нужд (будут учитываться контракты/договоры заключенные и исполненные в указанный период).
2) Сумма величин значимости показателей оценки по критерию "Квалификация участника закупки" равна 100%.
Количество баллов НЦБi(2), присуждаемых i-й заявке по критерию "Квалификация участника закупки", определяется согласно пункту 24 Правил по формуле:
а) в случае если ,
,
б) в случае если ,
,
при этом ,
где:
НЦБi(2) - количество баллов, присуждаемых i-й заявке;
КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ=1;
- предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений, сделанных участниками закупки;
- предельно необходимое заказчику значение;
- количество баллов по указанному критерию, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Дробное значение НЦБi, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
составляет 75% от начальной (максимальной) цены контракта.
При оценке заявок по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженных в объеме выполненных по ремонту покрытий мостов, путепроводов, надземных автомобильных дорог (автодорожных эстакад) в границах населенных пунктов за период с 01.01.2015 по дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе для государственных и муниципальных нужд" участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее значению , или лучшее присваивается 100 баллов.
Показатель квалификации участника (опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема) по i-й заявке определяется, исходя из заявленных i-м участником сведений о стоимости выполненных работ по ремонту покрытий мостов, путепроводов, надземных автомобильных дорог (автодорожных эстакад) в границах населенных пунктов за период с 01.01.2015 по дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе для государственных и муниципальных нужд.
2.3. Документы, предоставляемые участником в качестве подтверждения квалификации:
2.3.1. По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема: по ремонту покрытий мостов, путепроводов, надземных автомобильных дорог (автодорожных эстакад) в границах населенных пунктов за период с 01.01.2015 по дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе для государственных и муниципальных нужд" участником предоставляются сведения по форме "Опыт успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема" (Приложение N4 к специальной части) копии контрактов/договоров на выполнение работ по ремонту покрытий мостов, путепроводов, надземных автомобильных дорог (автодорожных эстакад) в границах населенных пунктов за период с 01.01.2015 по дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе для государственных и муниципальных нужд, цена контракта по которым составляет не менее 75% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), актов приемки выполненных работ к соответствующему договору (далее - акты), справок о стоимости выполненных работ, актов приемки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги (далее - акты приемки).
В случае отсутствия в составе заявки участника копий контрактов/договоров и/или актов и/или справок о стоимости выполненных работ и затрат и/или актов приемки, подтверждающих сведения по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема: по ремонту покрытий мостов, путепроводов, надземных автомобильных дорог (автодорожных эстакад) в границах населенных пунктов за период с 01.01.2015 по дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе для государственных и муниципальных нужд", стоимость работ по такому контракту (договору) при определении баллов по показателю не учитывается.
В случае несоответствия сумм, указанных в контрактах/договорах, справках о стоимости выполненных работ и затрат, актах и актах приемки к таким контрактам/договорам, при определении баллов по показателю учитываются суммы, одновременно подтвержденные контрактами/договорами, справками о стоимости выполненных работ и затрат, актами и актами приемки к таким контрактам/договорам.
В случае, если стоимость выполненных работ по контракту (договору) в соответствии с представленными актами и актами приемки составляет менее 75% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс, стоимость работ по такому контракту (договору) при определении баллов по показателю не учитывается.
Стоимость работ, указанная участником в форме "Опыт успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема", и стоимость работ в копиях актов приемки, должны быть идентичными. В случае противоречия между формой и представляемыми копиями актов приемки при определении баллов по показателю учитывается стоимость, указанная в копии актов приёмки.
В случае выявления в представленных документах недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производится.
2.3.2. Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование к периоду выполнения работ - с 01.01.2015 по дату окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе - не свидетельствует о большем профессионализме лица по сравнению с тем, кто выполнил аналогичные работы в более ранние периоды времени. Установление ограниченного срока ведет к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с п. 3.1 ГОСТ Р 52398-2005 автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса: автомагистраль, скоростная дорога, дорога обычного типа (нескоростная дорога).
Установленный в конкурсной документации порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки" не является надлежащим, поскольку в конкурсной документации содержится требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки контрактов/договоров на выполнение работ по ремонту дорог обычного типа, что не позволяет участникам закупки, выполнявшим ремонтные работы на автомагистралях и скоростных дорогах подать заявки на участие в данной закупки.
Следовательно, требование, установленное Заказчиком, о предоставлении в составе заявки контрактов/договоров на выполнение работ исключительно по ремонту дорог обычного типа создает преимущественные условия участникам, которые имеют опыт выполнения работ только на автомобильных дорогах обычного типа, при этом Заказчиком не представлено документальных доказательств того, что выполнение ремонтных работ на автомобильных дорогах обычного типа обладает особой спецификой, которая не позволяет участникам, выполнявшим работы на автомагистралях и скоростных дорогах, надлежащим образом выполнить контракт на ремонтные работы автомобильных дорог обычного типа.
Таким образом, в данной части порядок оценки конкурсных заявок установлен Заказчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. Также в доводах жалобы Заявитель указывает на объединение в рамках одного лота технологически не связанных между собой ремонтных работ в различных районах города.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно Приложению N 6 Заказчиком в один лот объединены работы по ремонту искусственных дорожных сооружений, расположенных в разных (не граничащих между собой) административных районах Санкт-Петербурга.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
В соответствии со ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
Объектом закупки (государственного контракта) является объединение нескольких искусственных дорожных сооружений, расположенных в административных районах Санкт-Петербурга, которые не имеют общих границ, что приводит к укрупнению лота закупки.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что необоснованное укрупнение лота проявляет себя в ограничении количества участников закупки поскольку фактически создает дополнительные требования к участникам о необходимости наличия большего объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, и приводит к вытеснению малых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 50, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" обоснованной
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 50, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Уполномоченного органа обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2016 г. N 44-1481/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2016