Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2016 г. N 44-1548/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО Московская застава (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Виктория" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 8595/16 от 12.04.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение по благоустройству территорий, расположенных в границах внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава (извещение N 0172300003016000009) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 02.04.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300003016000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 90 252 007,11 рублей.
В жалобе ООО "Виктория" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки в отношении товара "Искусственная дорожная неровность".
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание требований к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Требования к товарам, которые используются для выполнения работ" к Техническому заданию.
Данное приложение содержит описания товара по позиции 1 "Искусственная дорожная неровность, концевой элемент".
Заявитель обжалует следующие показатели данного товара: "Назначение: искусственная дорожная неровность должна быть предназначена для обеспечения принудительного снижения скорости движения транспортных средств до 40 (сорока) км/час и менее* на участках дорого около больниц, детских учреждений, супермаркетов, территорий АЗС, автостоянок, на выездах с второстепенных дорог нерегулируемых перекрестках, на административных и ведомственных территориях с охраняемым въездом или контрольно-пропускным пунктом или в местах повышенной аварийной опасности. Изделие должно соответствовать ГОСТ 52605-2006. Конструкция искусственной неровности должна быть сборно-разборной. Концевой (боковой) элемент должен представлять собой монолитной изделие из резины полукруглой формы, устойчивой к атмосферным воздействиям, износу, действиям химически противогололедных реагентов. На наружной поверхности должны быть предусмотрены выступы овальной формы с изменяющейся высотой по контуру сегмента для предотвращения пробуксовования колёс автомобильного транспорта. Сегменты должны располагаться на асфальте и жестко скрепляться между собой при помощи крепления типа "ласточкин хвост". Сегменты должны иметь отверстия для крепления к асфальту при помощи анкерных болтов. В конструкции должна быть предусмотрена возможность монтажа и демонтажа на дорожном покрытии, а также замены отдельных элементов или частей при помощи специального инструмента. Ширина не менее 500 (пятисот) мм. и не более 500,05 (пятисот целых и пяти сотых) мм".
По доводам, изложенным в жалобе Заявителем представлены следующие возражения:
"Пунктом 1 Приложения N 3 установлено: искусственная дорожная неровность должна быть предназначена для обеспечения принудительного снижения скорости движения транспортных средств до 40 (сорока) км/час и менее*.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов осуществление благоустройства территории муниципального образования, включающее устройство искусственных неровностей на проездах и въездах на придомовых территориях и дворовых территориях.
Требования к искусственным неровностям, устраиваемым на проезжей части дорог и улиц, устанавливаются ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" (далее - ГОСТ Р 52605-2006).
Подпунктом 4.1.1 пункта 4.1 ГОСТ Р 52605-2006 предусмотрено, что искусственные неровности устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее.
Пунктом 1 приложения N 3 установлено, что искусственная дорожная неровность должна быть предназначена для обеспечения принудительного снижения скорости движения транспортных средств до 40 (сорока) км/час и менее*.
При этом в соответствии с подпунктом 5.1.11.1 инструкции по заполнению первой части заявки части II "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе (далее также - инструкция) такое значение является значением показателя товара, которое не может изменяться, и подлежит заполнению участником закупки без изменений.
Вместе с тем в целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, повышения эффективности использования автомобильного транспорта Правила дорожного движения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - правила дорожного движения в Российской Федерации), устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации (преамбула и пункт 1.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090).
Таким образом, правила дорожного движения в Российской Федерации устанавливают требования к организации дорожного движения в Российской Федерации, а не требования к показателям материалов, используемых для строительства, ремонта и реконструкции элементов дорог.
В этой связи пунктами 10.1 и 10.2 правил дорожного движения в Российской Федерации предусмотрены требования исключительно к соблюдению водителем скоростного режима движения транспортного средства, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Кроме того, в соответствии с примечанием к пункту 10.2 правил дорожного движения в Российской Федерации по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью.
Таким образом, значение показателя обеспечения принудительного снижения скорости движения транспортных средств до 40 (сорока) км/час и менее искусственных дорожных неровностей, предусмотренное пунктом 1 приложения N 3, соответствует подпункту 4.1.1 пункта 4.1 ГОСТ Р 52605-2006, и не противоречит пункту 10.2 правил дорожного движения в Российской Федерации, которые не устанавливают требования к показателям товаров (материалов), используемых для строительства, ремонта и реконструкции элементов дорог.
Относительно требований, установленных к предназначению использования искусственных дорожных неровностей (пункт 1 приложения N 3), которые, по мнению заявителя, не относятся к объекту закупки.
Пунктом 1 приложения N 3 установлено: назначение: искусственная дорожная неровность должна быть предназначена для обеспечения принудительного снижения скорости движения транспортных средств до 40 (сорока) км/час и менее* на участках дорого около больниц, детских учреждений, супермаркетов, территорий АЗС, автостоянок, на выездах с второстепенных дорог нерегулируемых перекрестках, на административных и ведомственных территориях с охраняемым въездом или контрольно-пропускным пунктом или в местах повышенной аварийной опасности.
Пунктом 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 установлены правила применения (назначение) искусственных неровностей, которыми предусмотрено, что искусственные неровности допускается устраивать, в том числе перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах.
Таким образом, указанный показатель установлен в соответствии с пунктом 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, который согласно подпункту 5.1.11 инструкции является значением показателя товара, которое не может изменяться, и подлежит заполнению участником закупки без изменений.
Вместе с тем на территории двора по адресу: ул. Варшавская, дом 16, расположены магазин, детский сад, больница, автостоянка (фотографии прилагаются к настоящим возражениям).
Относительно требований, установленных к наличию в конструкции искусственных дорожных неровностей возможностей замены отдельных элементов или частей при помощи специального инструмента (пункт 1 приложения N 3), которые, по мнению заявителя, является необъективным описанием объекта закупки.
Пунктом 1 приложения N 3 установлено: в конструкции должна быть предусмотрена возможность монтажа и демонтажа на дорожном покрытии, а также замены отдельных элементов или частей при помощи специального инструмента.
Подпунктом 4.3.3 пункта 4.3 ГОСТ Р 52605-2006 установлено, что в конструкции должна быть предусмотрена возможность монтажа и демонтажа на покрытии дороги, а также замены отдельных ее элементов и частей с использованием специального инструмента.
Пунктом 3.1 части III "Техническое задание" и пунктом 1.3 части IV "Проект контракта" документации об аукционе предусмотрено, что требования заказчика к выполняемым работам и используемым товарам установлены, в том числе локальными сметами (приложение N 1).
Локальной сметой по устройству искусственных дорожных неровностей по адресу: улица Варшавская, дом 16, предусмотренной приложением N 1 к части III "Техническое задание" документации об аукционе, установлена расценка ТЕР 27-09-020-01, входящая в состав территориальной сметно-нормативной базы ГОСЭТАЛОН-2012, которой к специальным инструментам отнесены следующие: шуруповерт, перфоратор пневматический при работе от передвижных компрессоров, установка для приготовления клея, генератор сварочный.
Таким образом, указанное значение показателя установлено в соответствии с подпунктом 4.3.3 пункта 4.3 ГОСТ Р 52605-2006 и расценкой ТЕР 27-09-020-01, входящей в состав территориальной сметно-нормативной базы ГОСЭТАЛОН-2012.
Относительно следующих требований, установленных относительно искусственных дорожных неровностей (пункт 1 приложения N 3):
- длины искусственной дорожной неровности;
- значения допустимого отклонения с каждой стороны дороги;
- наличие водоотвода для устройства искусственной дорожной неровности;
- обеспечение искусственной дорожной неровности техническими средства организации дорожного движения;
- наличие световозвращающих элементов с коэффициентом яркости и коэффициентом световозвращения для дорог I категории и магистральных улиц непрерывного движения;
- максимального значения ширина искусственной дорожной неровности.
Значение показателя "длина целой искусственной неровности должна быть не менее ширины проезжей части" установлено в соответствии с пунктом 4.1.3 ГОСТ Р 52605-2006.
Значение показателя "допустимого отклонения должно быть не более 0,2 (ноля целых двух десятых) м. с каждой стороны дороги" установлено в соответствии с пунктом 4.1.3 ГОСТ Р 52605-2006.
Значение показателя "На участке для устройства искусственной неровности должен быть обеспечен водоотвод с проезжей части дороги" установлено в соответствии с пунктом 4.1.4 ГОСТ Р 52605-2006.
Значение показателя "Для информирования водителей участки дорог с искусственными неровностями должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой" установлено в соответствии с пунктом 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006 и расценкой ТЕР 27-09-020-01, входящей в состав территориальной сметно-нормативной базы ГОСЭТАЛОН-2012.
Значение показателя "Световозвращающие элементы должны быть выполнены из или полимерных лент, или иных материалов в соответствии с ГОСТ Р 51256. Значения коэффициента яркости и коэффициента световозвращения таких элементов должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256 для дорог I категории и магистральных улиц непрерывного движения" установлено в соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ Р 52605-2006.
Максимальное значение показателя ширины искусственной дорожной неровности не более 500,05 (пятисот целых и пяти сотых) мм. установлено в соответствии приложением N 1 ГОСТ 8.051-81 (СТ СЭВ 303-76) "Государственный стандарт Союза ССР. Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм" для деталей номинальным размером от 360 до 500 мм (для указанных деталей дельта измерения составляет 70 мкм, что равняется 0,07 мм (0,07 мм больше 0,05 мм)".
Также Заказчиком на заседании Комиссии УФАС представлены фотоматериалы, подтверждающие необходимость установления искусственных дорожных неровностей у социально значимых объектов на территории, подведомственной Заказчику.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств, что данные требования противоречат правилам описания объекта закупки, установленным нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные материалы, Комиссия УФАС приходит к выводу, что требования, установленные Заказчиком к товару по позиции 1 "Искусственная дорожная неровность" Приложения N 3 "Требования к товарам, которые используются для выполнения работ" к Техническому заданию позволяют определить соответствие предлагаемого к использованию товара действительным потребностям Заказчика, являются стандартными и не противоречат законодательству о контрактной системе.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений документации не направлял.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Виктория" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2016 г. N 44-1548/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2016