Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 апреля 2016 г. N 44-1528/16
Комиссия Санкт- Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО города Колпино (далее - Заказчик);
в отсутствие представителя ООО "СК - Сервис" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 8890/16 от 14.04.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему (ямочному) ремонту асфальтового покрытия внутридворовых территорий Муниципального Образования города Колпино (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 12.04.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172300008016000039. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 611 300,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заявитель в жалобе указал на установление Заказчиком в документации о закупке, по мнению Заявителя, нестандартных показателей.
Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию в таблице 3 установлены требования к значениям показателей (характеристикам) товаров.
В том числе в п.3 "Вяжущее тип 1" Заказчиком установлено следующее: "Температура самовоспламенения, более 368 °С".
Согласно п.1.2.3.1 ГОСТ 22245-90 вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 20°С и минимальной температурой самовоспламенения 368°С по ГОСТ 12.1.044.
В инструкции по заполнению первой части Заявки установлено: "в случае установления в Приложении N 3 к Техническому заданию соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний "от_", "более_", "выше_", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, превышающее установленное в Приложении N 3 к Техническому заданию минимальное значение показателя товара".
Таким образом, согласно инструкции минимальное значение температуры самовоспламенения может быть 369°С, однако по ГОСТ 22245-90 минимальная температура самовоспламенения 368°С. В случае указания участником закупки минимальной температуры самовоспламенения 368°С, такой показатель не будет соответствовать требованиям, установленным в документации о закупке.
Следовательно, Заказчиком установлен нестандартный показатель, который выходит за рамки ГОСТ.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию в таблице 3 в п. 3 "Вяжущее тип 2" установлены, в том числе, следующие требования: "Битум нефтяной дорожный. Назначение: применяется в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных покрытий, оснований; марка битума, СГ 40/70 или марка битума СГ 70/130 или марка битума СГ 130/200 или марка битума МГ 40/70 или марка битума МГ 70/130; фракционный состав нефтепродуктов, применяемых в качестве разжижителей: температура начала кипения, не ниже 145 °С".
В соответствии с п. 1.3. ГОСТ 11955-82 "Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия" фракционный состав нефтепродуктов, применяемых в качестве разжижителей:
СГ МГ
Температура начала кипения, °С, не ниже................. 145 -
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше..... 215 280
96 % перегоняется при температуре, °С, не выше..... 300 360
Таким образом, температура начала кипения не ниже 145°С подходит только для марки битума СГ. Следовательно, требование Заказчика к марке битума МГ с температурой начала кипения не ниже 145°С является нестандартным и противоречит ГОСТ.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию в таблице 3 в пунктах "Смесь асфальтобетонная" установлены, в том числе, следующие требования: "Наибольший размер минеральных зерен крупного заполнителя, не более 20 мм; содержание битума, от 5,0 до 6,5 % по массе; остаточная пористость, от 2,5 до 5 %; содержание щебня, от 40 до 50 %;".
В соответствии с п. 4.1.4 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" асфальтобетоны в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на следующие виды:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- высокоплотные |
с |
остаточной |
пористостью |
от |
1,0% |
до |
2,5%; |
|
- плотные |
" |
" |
" |
св. |
2,5% |
" |
5,0%; |
|
- пористые |
" |
" |
" |
" |
5,0% |
" |
10,0%; |
|
- высокопористые |
" |
" |
" |
" |
10,0%. |
|
|
|
В соответствии с п. 4.1.5 ГОСТ 9128-2013 щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на следующие типы:
|
|
|
|
|
|
А - |
с |
содержанием |
щебня |
св. |
50% до 60%; |
Б - |
" |
" |
щебня (гравия) |
" |
40% до 50%; |
В - |
" |
" |
" |
" |
30% до 40%. |
При этом в инструкции по заполнению первой части заявки указано: " в случае установления в Приложении N 3 к Техническому заданию соответствующего максимального и минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний "не менее_ не более_", "от_ до_", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя находящееся в диапазоне максимального и минимального значений, установленных Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию".
Таким образом, в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки участник закупки может указать значение остаточной пористости 2,5 %, что будет удовлетворять требованиям, установленным Заказчиком, но противоречить требованиям ГОСТ 9128-2013, в котором установлено значение остаточной пористости свыше 2,5 %.
Следовательно, Заказчиком установлены нестандартные показатели, которые выходят за рамки ГОСТ. Аналогичное нарушение выявлено по показателю "содержание щебня".
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы является обоснованным.
2. Заявитель в жалобе указал на неустановление Заказчиком порядка оплаты работ по контракту.
В соответствии с ч. 2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в п. 2.8 проекта Контракта указано, что цена Контракта является твердой и не подлежит изменению в ходе его исполнения. Если в процессе выполнения работ фактические затраты "Подрядчика" окажутся выше затрат согласованных "Сторонами" в настоящем Контракте, "Подрядчик" не имеет права требовать от "Заказчика" каких-либо доплат или пересмотра цены Контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Заказчиком в п. 2.12 проекта Контракта установлено: "Авансирование в размере до 30% от цены Контракта возможно при наличии финансовых возможностей и по согласованию с "Заказчиком".
Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Размер аванса является составной частью цены контракта и должен быть определен в конкретной денежной сумме либо в точном процентном отношении к стоимости работ.
Заказчиком не установлен конкретный размер перечисляемого аванса и порядок его оплаты, что позволяет заказчику по своему усмотрению перечислять подрядчику денежные средства в произвольном размере в пределах 30% от цены контракта, что противоречит ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы является обоснованным. В действиях Заказчика выявлено нарушение ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель указал в жалобе, что в Извещении о проведении закупки в графе "Описание объекта закупки" указано: "Сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 10 октября 2016", при этом в графе "Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" указано: "С момента заключения контракта по 15 июля 2016г.".
Заказчик на заседании Комиссии УФАС пояснил, что была допущена техническая ошибка и Заказчиком 13.04.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона.
Таким образом, Заявитель в жалобе ссылается на недействующую редакцию извещения о проведении электронного аукциона.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
4. Заявитель в жалобе указал на неустановление Заказчиком в проекте контракта порядка оформления результатов приемки поставляемого товара.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В п.5.13 Проекта контракта указано, что приемка выполненных работ (этапа работ) и подписание акта сдачи-приемки выполненных работ ( по форме - приложенияN3 к Контракту) производится "Заказчиком" в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня составления экспертного заключения без замечаний, либо с не препятствующими приемке замечаниями, только после выполнения всех работ в полном соответствии с со сметной документацией, с условиями настоящего Контракта и предоставления документов, предусмотренных п. 5.6., а также после устранения выявленных недостатков работ.
Таким образом, в разделе 5 " Приемка и сдача работ" проекта контракта Заказчиком подробно расписана процедура приемки и сдачи работ по контракту, которая включает в себя порядок и сроки осуществления Заказчиком приемки выполненной работы, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
Остальные доводы, изложенные Заявителем в жалобе, не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 33, 34, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК - Сервис" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч. 1 ст. 33, ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 апреля 2016 г. N 44-1528/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2016