Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 апреля 2016 г. N 44-1636/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ "Кризисный центр помощи женщинам" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Мастер" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленное о дате и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 9392-ЭП/16 от 20.04.2016) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту помещений здания литера А по адресу: Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д. 15, корп. 4, закрепленного на праве оперативного управления за СПб ГБУ "кризисный центр помощи женщинам" отделение социальной реабилитации "Маленькая мама" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Изменения извещения о проведении аукциона размещено 30.03.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200029116000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 832 479,00 рублей.
В жалобе ООО "Мастер" указывает на неправомерные действия Заказчика в части необоснованного отказа в допуске к участию в аукционе заявке Заявителя по итогам рассмотрения первых частей заявок.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 18.04.2016 участнику закупки, подавшему заявку с защищенным номером 785363, отказано в допуске к участию в электронном аукционе:
"Заявка N 006_785363 - Заявка не соответствует п. 3.1. Раздела 3 Части I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме": в заявке участника предоставлена недостоверная информация, а именно:
Пункт 7 (Фанера): Предоставленная информация о товарном знаке товара не соответствует требованиям ГОСТ 3916.1-96.
Требование Закона о контрактной системе: Сведения о конкретных показателях используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В заявке участника: Информация о товарном знаке (его словесное обозначение) или фирменном наименовании отсутствует.
Требования ГОСТ 3916.1-96: 4.5 Маркировка наносится несмываемой краской на оборотную сторону каждого листа фанеры с указанием марки, сорта фанеры, номера сортировщика.
На пакет фанеры наносят маркировку, содержащую:
- наименование страны-изготовителя;
- наименование предприятия-изготовителя и (или) его товарный знак;
- условное обозначение фанеры;
- количество листов в пакете;
- обозначение национального знака соответствия для сертифицируемой продукции.
Комментарий: Таким образом, согласно пункту 4.5 ГОСТ 3916.1-96, на пакет фанеры наносят маркировку, содержащую: - наименование предприятия-изготовителя и (или) его товарный знак.
Пункт 173 (Прокладка тип 2): Предоставленная информация о товарном знаке товара не соответствует требованиям ГОСТ 481-80.
Требование Закона о контрактной системе: Сведения о конкретных показателях используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В заявке участника: Информация о товарном знаке (его словесное обозначение) или фирменном наименовании отсутствует.
Требования ГОСТ 481-80: На каждый лист паронита несмываемой краской наносят
- четкий штамп или приклеивают этикетку с указанием:
- наименования предприятия-изготовителя и (или) его товарного знака; марки паронита;
- номера партии;
- даты изготовления;
- толщины листа;
- буквы "Т" для паронита в тропическом исполнении.
Комментарий: Таким образом, согласно пункту 5.1 ГОСТ 481-80, на каждый лист паронита несмываемой краской наносят четкий штамп или приклеивают этикетку с указанием: наименования предприятия-изготовителя и (или) его товарного знака; марки паронита.
Пункт 172 (Прокладка тип 1): Предоставленная информация о товарном знаке товара не соответствует требованиям ГОСТ 481-80.
Требование Закона о контрактной системе: Сведения о конкретных показателях используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В заявке участника: Информация о товарном знаке (его словесное обозначение) или фирменном наименовании отсутствует.
Требования ГОСТ 481-80: На каждый лист паронита несмываемой краской наносят
- четкий штамп или приклеивают этикетку с указанием:
- наименования предприятия-изготовителя и (или) его товарного знака; марки паронита;
- номера партии;
- даты изготовления;
- толщины листа;
- буквы "Т" для паронита в тропическом исполнении.
Комментарий: Таким образом, согласно пункту 5.1 ГОСТ 481-80, на каждый лист паронита несмываемой краской наносят четкий штамп или приклеивают этикетку с указанием: наименования предприятия-изготовителя и (или) его товарного знака; марки паронита.
Пункт 101 (Лист гипсокартонный): Предоставленная информация о товарном знаке товара не соответствует требованиям ГОСТ 6266-97.
Требование Закона о контрактной системе: Сведения о конкретных показателях используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В заявке участника: Информация о товарном знаке (его словесное обозначение) или фирменном наименовании отсутствует.
Требования ГОСТ 6266-97: Маркировку листов производят на тыльной стороне каждого изделия несмываемой краской при помощи трафаретов, штампов или другим способом, обеспечивающим необходимое качество маркировки.
Маркировка должна быть отчетливой и содержать:
- товарный знак или (и) наименование изготовителя;
- условное обозначение листов, кроме обозначения группы листов по 4.2.
Комментарий: Таким образом, согласно пункту 5.3.1 ГОСТ 6266-97, маркировку листов производят на тыльной стороне каждого изделия несмываемой краской при помощи трафаретов, штампов или другим способом, обеспечивающим необходимое качество маркировки. Маркировка должна быть отчетливой и содержать: товарный знак или (и) наименование изготовителя.
Основание для отклонения - п. 1) ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе".
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пп. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации о закупке установлен перечень товаров, подлежащих поставке с указанием характеристик, удовлетворяющих потребности Заказчика.
Так же, согласно пп. 3.1.3. к Части I Части II "Информационная карта аукциона" документации о закупке, при заполнении первой части заявки участникам необходимо руководствоваться следующим правилом:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
Сведения о конкретных показателях используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение N 2 к Техническому заданию), товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В ходе заседания Комиссии УФАС представителями Заказчика даны пояснения, что все установленные в рамках анализа заявки Заявителя аукционной комиссией Заказчика нарушения исходят непосредственно из не указания в составе заявки товарных знаков по ряду товаров.
Вместе с тем, толкование положений пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе исключают возможность Заказчика императивного требования к наличию в составе заявки указания на товарный знак.
Так же, согласно п. 1 ст. 1482 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Вместе с тем, Закон о контрактной системе требует от участников указания товарного знака при соблюдении одновременно двух условий:
- при наличии;
- его словесное обозначение.
Следовательно, товарный знак не всегда может иметь исключительно словесное обозначение.
Так же, положениями Гражданского кодекса Российской Федерации не установлена для юридического лица или индивидуального предпринимателя обязанность регистрации товарного знака, как средства индивидуализации товара, правовая охрана которого предусмотрена частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при условии отсутствия словесного обозначения товарного знака, его не указание в составе заявки не противоречит положению пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Так же, Комиссия УФАС отмечает, что в рамках ГОСТ 3916.1-96, ГОСТ 481-80, ГОСТ 6266-97, указание на несоответствие которым представлено аукционной комиссией Заказчика в рамках протокола рассмотрения первых частей заявок, представлена альтернатива маркировки непосредственно товарным знаком (наименование предприятия-изготовителя и (или) его товарный знак), что допускает возможность его (товарного знака) полного отсутствия.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся необоснованном отказе в допуске заявки Заявителя по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из пояснений представителей Заказчика, а также из текста протокола следует, что Заказчиком установлены требования к ряду товаров таким образом, что при выполнении работ могут быть использованы исключительно товары, обладающие зарегистрированными в установленном законодательством порядке товарными знаками, поскольку их наличие регламентировано требованиями ГОСТ 3916.1-96, ГОСТ 481-80, ГОСТ 6266-97.
При этом наличие товарного знака не влияет на функциональные, технические, эксплуатационные и качественные характеристики товара, а требование об обязательном наличии товарного знака ставит участников закупки в неравные условия, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мастер" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 и п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки не выдавать в связи с его выдачей в рамках дела 44-1635/16.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии и должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 апреля 2016 г. N 44-1636/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2016