Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 апреля 2016 г. N 44-1722/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Детская городская клиническая больница N 5 имени Нила Федоровича Филатова" (далее - Заказчик):
ООО "Стройпроэкт" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 9260/16 от 19.04.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на замену автоматической пожарной сигнализации (извещение N 0372200038316000070) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 29.03.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200038316000070. Начальная (максимальная) цена контракта 1 011 599,95 рублей.
Заявитель обжалует неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка оценки конкурсных заявок по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Заказчиком установлен следующих порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"Для получения рейтинга заявки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости.
Дробное значение рейтинга заявки округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Количество баллов, присуждаемое заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии.
Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается следующий показатель "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", раскрывающий содержание критерия оценки и учитывающий особенности оценки по критерию. Коэффициент значимости показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" равен 1.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" оценивается описание участником открытого конкурса выполняемых работ в соответствии с разделом 2 конкурсной документации.
Оценка заявки участника по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки по форме "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках объекта закупки" приложение N 5 к специальной части. При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации. Участник закупки на свое усмотрение может оформить пояснительную записку к форме "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках объекта закупки" с описанием технологии оказываемых услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, программ по проектированию и необходимых трудовых ресурсов, а также предложений по обеспечению техники безопасности оказываемых услуг, по соблюдению экологических требований, природоохранным мероприятиям при оказании услуг и иных предложений по улучшению качества оказания услуг, не ведущих к удорожанию стоимости оказания услуг.
По каждой заявке членами единой комиссии оценивается качество услуг на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе. Единая комиссия выставляет оценку в соответствии с представленными участником размещения заказа описанием порядка оформления и выполнения каждого раздела проектной документации в соответствии с требованиями технического задания, нормативных документов. При оценке заявок по критерию "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" наибольшее количество баллов присваивается заявке участника с наиболее полным описанием услуг по разделам проектной документации в соответствии со шкалой оценки показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", а именно: описание цели услуг, последовательности оказания услуг, технологии оказания услуг, порядка и методов оказания услуг, системы контроля качества, используемого оборудования, программ по проектированию и необходимых трудовых ресурсов.
Оценка заявок по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов).
Шкала оценки показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)":
Оценка заявок по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов).
Шкала оценки показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)":
Показатели |
Количество баллов, присуждаемое за определенное значение показателя |
|
Раздел "Пояснительная записка" в соответствии с Постановлением Правительства "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N87 раздел II; Классификацией работ по капитальному строительству объектов непроизводственного назначения; Заданием (Приложение N 2 к техническому заданию) |
При отсутствии описания предложения о качестве оказываемых услуг, либо описании предложения, не соответствующем требованиям раздела "Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"" - 0 баллов |
При описании оказания услуг с учетом требований раздела "Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"" - наличие информации о разработке раздела проектной документации "Пояснительная записка" - 5 баллов |
Раздел "Архитектурные решения" в соответствии с Постановлением Правительства "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N87 раздел II; Классификацией работ по капитальному строительству объектов непроизводственного назначения; Заданием (Приложение N 2 к техническому заданию) |
При отсутствии описания предложения о качестве оказываемых услуг, либо описании предложения, не соответствующем требованиям раздела "Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"" - 0 баллов |
При описании оказания услуг с учетом требований раздела "Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"" - наличие информации о разработке раздела проектной документации "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения". - 20 баллов |
Раздел "Конструктивные и объемно-планировочные решения" в соответствии с Постановлением Правительства "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N87 раздел II; Классификацией работ по капитальному строительству объектов непроизводственного назначения; Заданием (Приложение N 2 к техническому заданию) |
При отсутствии описания предложения о качестве оказываемых услуг, либо описании предложения, не соответствующем требованиям раздела "Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"" - 0 баллов |
При описании оказания услуг с учетом требований раздела "Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"" - наличие информации о разработке раздела проектной документации "Проект организации строительства" - 25 баллов |
Раздел "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" в соответствии с Постановлением Правительства "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N87 раздел II; Классификацией работ по капитальному строительству объектов непроизводственного назначения; Заданием (Приложение N 2 к техническому заданию) |
При отсутствии описания предложения о качестве оказываемых услуг, либо описании предложения, не соответствующем требованиям раздела "Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"" - 0 баллов |
При описании оказания услуг с учетом требований раздела "Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"" - наличие информации о разработке раздела проектной документации "Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта" - 25 баллов |
Раздел "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" в соответствии с Постановлением Правительства "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N87 раздел II; Классификацией работ по капитальному строительству объектов непроизводственного назначения; Заданием (Приложение N 2 к техническому заданию) |
При отсутствии описания предложения о качестве оказываемых услуг, либо описании предложения, не соответствующем требованиям раздела "Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"" - 0 баллов |
При описании оказания услуг с учетом требований раздела "Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"" - наличие информации о разработке раздела проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" - 10 баллов |
Раздел "Смета на строительство объектов капитального строительства" в соответствии с Постановлением Правительства от 16.02.2008 N87 раздел II МДС 81-35.2004; Заданием (Приложение N 2 к техническому заданию) |
При отсутствии описания предложения о качестве оказываемых услуг, либо описании предложения, не соответствующем требованиям раздела "Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"" - 0 баллов |
При описании оказания услуг с учетом требований раздела "Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"" - наличие информации о разработке раздела проектной документации " Смета на строительство " - 10 баллов |
Раздел "Иная документация": - Внедрение новых технологий, материалов, техники и конструкций; - Документация для проведения торгов. |
При отсутствии описания предложения о качестве оказываемых услуг, либо описании предложения, не соответствующем требованиям раздела "Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"" - 0 баллов |
При описании оказания услуг с учетом требований раздела "Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"" - наличие информации о разработке раздела проектной документации "Иная документация" - 5 баллов |
Итого по показателю оценки "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" |
от 0 до 100 баллов |
Согласно письму Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям".
"В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе указывает единицу измерения объема".
Заказчиком не установлено, каким образом можно выявить лучшие условия исполнения контракта, в части проработанности предложения (полноты предоставления описания оказываемых услуг, полноты подробного описания целей услуг с учетом специфики объекта (например, какие из методов оказания услуг будут предпочтительней для Заказчика), последовательности, порядка и методов оказания услуг, системы контроля качества; при детализации и проработке организационно-технических предложенийи и т.д.) участника, следовательно, порядок определения лучшего предложения по качеству работ содержащихся в конкурсной заявке сведений отсутствует.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в конкурсной документации отсутствует порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", что не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта по данному критерию, что является нарушением п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе. Доводы жалобы являются обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 53, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройпроэкт" обоснованной.
2. Признать в действия Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 апреля 2016 г. N 44-1722/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2016