Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 ноября 2016 г. N 44-4078/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "Российский ордена Трудового Красного Знамени НИИ травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена" (далее - Заказчик):
ООО "Лабораторные современные решения" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 25678-ЭП/16 от 15.11.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 07.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100030616000578. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 961 187,77 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Заявитель в жалобе указал на опубликование Заказчиком разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно официальному сайту единой информационной системы Заказчиком опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 14.11.2016 NРД1 (далее - Разъяснения).
Согласно Разъяснениям участником закупки направлен запрос, предметом которого является, в том числе следующий вопрос: "Пункты Технического задания 1-30 содержит требования к материалу флакона - стекло. Просим Заказчика пояснить, чем обусловлена данная необходимость? Будет ли допущена к участию в торгах заявка, предлагающая к поставке функционально и качественно эквивалентные товары, выпускаемые в прозрачных пластиковых флаконах, позволяющих беспрепятственно просматривать его содержимое? В случае отрицательного ответа просим обосновать принципиальность требования именно стеклянного флакона.".
Заказчиком опубликованы следующие разъяснения положений документации о закупке в отношении вышеуказанного вопроса: "В связи с тем, что сроки не позволяют внести изменения в документацию об электронном аукционе, Заказчиком будут допущены заявки с любой другой формой упаковки, при условии, что клинически значимые характеристики товара полностью соответствуют требованиям документации об электронном аукционе (раздел 3 часть III Документации).".
Согласно разделу 3 Части III Заказчиком установлены требования к товарам по позициям 1-30, в том числе к форме и виду упаковки - стеклянный флакон.
Таким образом, по п.п. 1-30 раздела 3 Части III документации о закупке Заказчиком не установлена возможность для указания в первой части заявки на участие в аукционе иной формы и вида флакона.
Следовательно, разъяснения положений документации о закупке изменяют суть документации о закупке.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе также указал на непредоставление участнику закупки ответа на вопрос, указанный в запросе о даче разъяснений положений документации о закупке.
Согласно вопросу 4 запроса о даче разъяснений положений документации о закупке участником указано следующее: "Пункты Технического задания 12, 14, 15, 27-30, содержат требование "сохранение рабочих характеристик реагента после вскрытия флакона - до даты истечения срока годности". В пунктах 1-11, 13, 16-26 Технического задания данное требование отсутствует. Просим Заказчика пояснить, по какой причине введены разные требования к однотипной продукции, предназначенной для типирования антигенов эритроцитов и выявления антиэритроцитарных антител?".
Заказчиком опубликованы следующие разъяснения положений документации в отношении вопроса 4: "В соответствии с ФЗ N 44 заказчик не обязан пояснять свои требования в случае, если они не противоречат указанному ФЗ и не ведут к ограничению количества участников закупки.".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 13 Закона о контрактной системе функций и полномочий.
Таким образом, потребность Заказчика определяется Заказчиком самостоятельно с целью выполнения функций и полномочий, возложенных на него.
Законодательством о контрактной системе не установлена обязанность Заказчика по предоставлению в документации о закупке обоснования потребности Заказчика, определенной объектом закупки.
Исходя из изложенного, потребность Заказчика не является положением документации о закупке, следовательно, не является предметом для разъяснения Заказчиком в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, данный довод жалобы признан необоснованным.
Согласно Разъяснениям участником закупки направлен запрос, предметом которого является, в том числе следующий вопрос: "В Приложении N1к проекту контракта Заказчиком установлено требование об указании производителя товара. Проект контракта, согласно положениям ст.34 ФЗ N44 является частью документации о закупке, при этом спецификация к товару составляется на основании заявки участника закупки. В требованиях к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, изложенных в ч.2 ст.64 ФЗ N44 требование об указании производителя товара не содержится. Таким образом, сведения об указании производителя товара не являются нормативно обоснованным, поскольку нормами ФЗ N44 не предусмотрен законный способ получения указанной информации. Просим Заказчика привести проект контракта в соответствие нормам действующего законодательства".
Заказчиком опубликованы следующие разъяснения положений документации в отношении вышеуказанного вопроса: "Установление требования об указании производителя в Приложении N1 к проекту контракта не противоречит действующему законодательству и не запрещено ФЗ N44. В ФЗ N 44 нет прямого указания на то, что проект контракта должен состоять исключительно из данных указанных в заявке участника. Таким образом, при подаче заявке участник не обязан раскрывать информацию, противоречащую нормам ФЗ.".
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Анализ документации о закупке показал, что Заказчиком не установлено требование о предоставлении в первой части заявки на участие в аукционе сведений о производителе товара.
Согласно положениям документации о закупке сведения о производителе товара включаются в Приложение N 1 к контракту, следовательно, данные сведения будут указаны в контракте в случае их предоставления победителем закупки в составе заявки.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в документации о закупке установлено, в том числе следующее требование к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе: "Предоставить копию(и) регистрационного(ых) удостоверения(й) Минздрава России на предлагаемый товар (требование установлено на основании п. 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012г. N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий", п. 7.1. Главы 7 Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 ноября 2009г. N 71).".
В соответствии с п. 8 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1416 (далее - Правила), установлено следующее: "Для государственной регистрации медицинского изделия разработчик, производитель (изготовитель) медицинского изделия или уполномоченный представитель производителя (изготовителя) (далее - заявитель) представляет либо направляет в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации медицинского изделия, а также документы, указанные в пункте 10 настоящих Правил.".
В соответствии с п. 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Согласно приложению к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 16 января 2013 г. N 40-Пр/13 "Об утверждении формы регистрационного удостоверения на медицинское изделие" установлена форма регистрационного удостоверения, которая включает в себя, в том числе: "Производитель___________ указывается полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование юридического лица, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения)".
Таким образом, сведения о производителе предоставляются участником закупки во второй части заявки на участие в аукционе в регистрационном удостоверении. В случае отсутствия во второй части заявки на участие в аукционе сведений о производителе, такая вторая часть заявке не будет соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.
Следовательно, данный довод жалобы признан необоснованным.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 65, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лабораторные современные решения" частично обоснованной в части довода об опубликовании на официальном сайте единой информационной системы разъяснений положений документации о закупке, которые изменяют суть документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 ноября 2016 г. N 44-4078/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2016