Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 ноября 2016 г. N 44-4104/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
АО "НИИ командных приборов" (далее - Заказчик):
ООО "Стройавагрупп" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 25747-ЭП/16 от 16.11.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ в составе проекта "Реконструкция и техническое перевооружение опытного производства" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.10.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0472000003316000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 168 353 600,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требования к участникам закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе. Согласно доводам Заявителя Заказчиком установлено требование к свидетельству, выданному саморегулируемой организацией, без указания видов работ, что не соответствует, по мнению Заявителя, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 14 Части II документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к составу второй части заявки на участие в аукционе: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие Участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии Участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в том числе в соответствии с п. 9 и п. 11. Части II настоящей документации об электронном аукционе:
- копия свидетельства о допуске к выполнению работ по предмету аукциона;".
Согласно п. 9 Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Участник электронного аукциона должен соответствовать требованиям, указанным в п. 1.6.2. Части I настоящей документации об электронном аукционе, в том числе иметь:
- свидетельство о допуске к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым Заказчиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. N 624 (п. 33.1.6 Предприятия и объекты машиностроения и металлообработки).".
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, участник закупки в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса для осуществления работ, являющихся предметом закупки, обязан иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, довод Заявителя об отсутствии в документации о закупке требования к участнику закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ, являющихся предметом контракта, с указанием видов работ не соответствует законодательству Российской Федерации.
Таким образом, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 9 Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Участник электронного аукциона должен соответствовать требованиям, указанным в п. 1.6.2. Части I настоящей документации об электронном аукционе, в том числе иметь:
- свидетельство о допуске к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым Заказчиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. N 624 (п. 33.1.6 Предприятия и объекты машиностроения и металлообработки).".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч.ч. 6 или 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Заказчиком в документации о закупке установлено требование о наличии у участника закупки и о предоставлении второй части заявки на участие в аукционе свидетельства о допуске к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым Заказчиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Вместе с тем, Заказчиком не установлено требование к сумме денежных средств, на которую саморегулируемой организацией выдано свидетельство.
Таким образом, согласно положениям документации о закупке участник закупки вправе предоставить свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, которое не соответствует цене, по которой в соответствии со ст. 34, 70 Закона о контрактной системе заключается контракт. Например, участник закупки на основании положений документации о закупке вправе предоставить свидетельство СРО на сумму 5 000 000,00 рублей, что не соответствует ч. 1.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, но соответствует требованиям документации о закупке.
Следовательно, при предоставлении участником закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, на сумму, не соответствующую требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, у аукционной комиссии Заказчика отсутствуют правовые основания для признания второй части заявки участника закупки несоответствующей требованиям документации о закупке, что влечет допуск к участию в аукционе второй части заявки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке требования к участнику закупки о наличии свидетельства о допуске к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым Заказчиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 31, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройавагрупп" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 ноября 2016 г. N 44-4104/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2016