Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 ноября 2016 г. N 44-4116/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации МО город Ломоносов (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
Кондратьева Марка Александровича (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 25609/16 от 14.11.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на разработку проектной документации по благоустройству внутридворовой территории МО МО Северный (извещение N 0172300000116000008) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного конкурса размещено 13.09.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300000116000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 612 664,03 рублей.
В жалобе Кондратьев Марк Александрович указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок;
- нарушении требований Закона о контрактной системе при формировании начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Пунктом 25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Анализ конкурсной документации показал, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Качество работ":
Показатель оценки |
Количество присуждаемых баллов |
Предложение не представлено или не соответствуют уровню шкалы 2, 3, 4, 5 и 6 |
0 баллов |
- Представлены сведения* в отношении элементов благоустройства отмеченных "1" (сноской 1) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты мероприятия по обеспечению доступа инвалидов. - Представлены сведения 4* в отношении элементов благоустройства, отмеченных "3" (сноской 3) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты проектные решения обеспечивающие санитарно-защитные зоны. - Представлены сведения 5* в отношении элементов благоустройства, отмеченных "5" (сноской 5) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования., руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты проектные решения, обеспечивающие безопасность эксплуатации этих элементов. |
20 баллов |
Представлены сведения* в отношении элементов благоустройства отмеченных "1" (сноской 1) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты мероприятия по обеспечению доступа инвалидов. - Представлены сведения3* в отношении элементов благоустройства отмеченных "2" (сноской 2) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты проектные решения обеспечивающие сохранность существующих инженерных сетей и их элементов. - Представлены сведения 4* в отношении элементов благоустройства, отмеченных "3" (сноской 3) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты проектные решения обеспечивающие санитарно-защитные зоны. - Представлены сведения 5* в отношении элементов благоустройства, отмеченных "5" (сноской 5) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования., руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты проектные решения, обеспечивающие безопасность эксплуатации этих элементов. - Представлены сведения7* об общих принципах вертикальной планировки территории в отношении элементов благоустройства отмеченных "8" (сноской 8) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми, сложившийся рельеф будет приведен в состояние соответствующее наиболее благоприятным условиям для общего планировочного решения разработанного в проектной документации. - Описана система контроля качества выпускаемой проектной документации |
40 баллов |
- Представлены сведения* в отношении элементов благоустройства отмеченных "1" (сноской 1) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты мероприятия по обеспечению доступа инвалидов. - Представлены сведения3* в отношении элементов благоустройства отмеченных "2" (сноской 2) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты проектные решения обеспечивающие сохранность существующих инженерных сетей и их элементов. - Представлены сведения 4* в отношении элементов благоустройства, отмеченных "3" (сноской 3) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты проектные решения обеспечивающие санитарно-защитные зоны. - Представлены сведения 5* в отношении элементов благоустройства, отмеченных "5" (сноской 5) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования., руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты проектные решения, обеспечивающие безопасность эксплуатации этих элементов. - Представлены сведения7* об общих принципах вертикальной планировки территории в отношении элементов благоустройства отмеченных "8" (сноской 8) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми, сложившийся рельеф будет приведен в состояние соответствующее наиболее благоприятным условиям для общего планировочного решения разработанного в проектной документации. - Описана система контроля качества выпускаемой проектной документации с выделением этапов контроля, их периодичности и ответственных лиц. - Описаны применяемые методы расчета конструктивных элементов и компьютерных программ, используемых для этих целей в отношении элементов благоустройства отмеченных "9" (сноской 9) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования |
60 баллов |
- Представлены сведения* в отношении элементов благоустройства отмеченных "1" (сноской 1) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты мероприятия по обеспечению доступа инвалидов. - Представлены сведения3* в отношении элементов благоустройства отмеченных "2" (сноской 2) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты проектные решения обеспечивающие сохранность существующих инженерных сетей и их элементов. - Представлены сведения 4* в отношении элементов благоустройства, отмеченных "3" (сноской 3) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты проектные решения обеспечивающие санитарно-защитные зоны. - Представлены сведения 5* в отношении элементов благоустройства, отмеченных "5" (сноской 5) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования., руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты проектные решения, обеспечивающие безопасность эксплуатации этих элементов. - Представлены критерии на основании которых будет происходить выбор детского игрового и спортивного оборудования в отношении элементов благоустройства, отмеченных "6" (сноской 6) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования- Представлены сведения6* в отношении элементов благоустройства отмеченных "7" (сноской 7) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приниматься основные проектные решения. - Представлены сведения7* об общих принципах вертикальной планировки территории в отношении элементов благоустройства отмеченных "8" (сноской 8) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми, сложившийся рельеф будет приведен в состояние соответствующее наиболее благоприятным условиям для общего планировочного решения разработанного в проектной документации. - Описана система контроля качества выпускаемой проектной документации с выделением этапов контроля, их периодичности и ответственных лиц. - Описаны применяемые методы расчета конструктивных элементов и компьютерных программ, используемых для этих целей в отношении элементов благоустройства отмеченных "9" (сноской 9) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования. - Представлены сведения 9* о комплектовании и оформлении сброшюрованной проектной документации. |
80 баллов |
- Представлены сведения* в отношении элементов благоустройства отмеченных "1" (сноской 1) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты мероприятия по обеспечению доступа инвалидов. - Представлены сведения3* в отношении элементов благоустройства отмеченных "2" (сноской 2) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты проектные решения обеспечивающие сохранность существующих инженерных сетей и их элементов. - Представлены сведения4* в отношении элементов благоустройства, отмеченных "3" (сноской 3) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты проектные решения обеспечивающие санитарно-защитные зоны. - Представлены принципы расчета размером элементов благоустройства, отмеченных "4" (сноской 4) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования. - Представлены сведения5* в отношении элементов благоустройства, отмеченных "5" (сноской 5) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приняты проектные решения, обеспечивающие безопасность эксплуатации этих элементов. - Представлены критерии на основании которых будет происходить выбор детского игрового и спортивного оборудования в отношении элементов благоустройства, отмеченных "6" (сноской 6) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования. - Представлены сведения6* в отношении элементов благоустройства отмеченных "7" (сноской 7) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми в проектной документации будут приниматься основные проектные решения. - Представлены сведения7* об общих принципах вертикальной планировки территории в отношении элементов благоустройства отмеченных "8" (сноской 8) в задании на проектирование2*, по объекту проектирования, руководствуясь которыми, сложившийся рельеф будет приведен в состояние соответствующее наиболее благоприятным условиям для общего планировочного решения разработанного в проектной документации. - Описана система контроля качества каждого раздела (п. 10 задания на проектирование2*) выпускаемой проектной документации с выделением этапов контроля, их периодичности и ответственных лиц, а также описан алгоритм обеспечения минимальной стоимости, увеличенного срока службы и улучшенных эксплуатационных качеств объектов проектирования - Представлены сведения8* о применяемых системах автоматизированного проектирования, обеспечивающих повышенную аккуратность (исключающих человеческих фактор) и связанность всех частей проекта - Описаны применяемые методы расчета конструктивных элементов и компьютерных программ, используемых для этих целей в отношении элементов благоустройства отмеченных "9" (сноской 9) в задании на проектирование2* - Представлены сведения9* о комплектовании и оформлении сброшюрованной проектной документации и представлены примеры комплектования текстовых и графических материалов, включаемых в том (по каждому тому в общем случае). |
100 баллов |
* Сведениями являются:
- для проектируемых элементов благоустройства "уширение внутриквартальных проездов для организации дополнительных парковочных мест" минимальные и/или максимальные габариты (размеры) и количество данных элементов или их частей.
- для проектируемых элементов благоустройства "устройство пешеходных дорожек" минимальные и/или максимальные размеры и уклоны, а также максимальные перепады высот и типы средств выполняющих предупредительную функцию и их принципы размещения.
Сведения должны быть указаны на основании действующих на территории РФ документов в области стандартизации, в которых содержатся технические правила и описание процессов проектирования, со ссылками на пункты этих документов.
2* Задание на проектирование является Приложением N 3 к Техническому заданию Конкурсной документации. Элементы благоустройства перечислены в п. 7 Задания на проектирование.
3* Сведениями являются для проектируемых элементов благоустройства "установка малых архитектурных форм", "устройство детских и спортивных площадок" и "посадка кустарников" минимальные расстояния от инженерных сетей до проектируемых элементов благоустройства, указанные на основании действующих на территории РФ документов в области стандартизации, в которых содержатся технические правила и описание процессов проектирования, со ссылками на пункты этих документов., для проектируемых элементов благоустройства "ремонт асфальтобетонного покрытия внутриквартальных проездов", "уширение внутриквартальных проездов для организации дополнительных парковочных мест", "устройство пешеходных дорожек", "устройство зоны отдыха" и "ремонт газона" информация о мероприятиях, в результате которых будет исключена вероятность потери крышек колодцев инженерных сетей.
4* Сведениями являются минимальные расстояния от проектируемых элементов благоустройства до существующих объектов, указанные на основании действующих на территории РФ документов в области стандартизации, в которых содержатся технические правила и описание процессов проектирования, а также санитарно-эпидемиологических правил и нормативов со ссылками на пункты этих документов и/или нормативов.
5* Сведениями являются:
- для проектируемых элементов благоустройства "устройство детских и спортивных площадок" способ информирования о правилах поведения на площадках и алгоритм выбора покрытий для предупреждения травм с примерами покрытий учитывающий требования действующих на территории РФ документов в области стандартизации, в которых содержатся технические правила со ссылками на пункты этих документов.
- для проектируемых элементов благоустройства "установка малых архитектурных форм" принципы размещения на площадках детского игрового оборудования - для проектируемых элементов благоустройства "устройство пешеходных дорожек" и "устройство зоны отдыха" информация, на основании которой принимаются проектные решения, позволяющие свести к минимуму травматизм.
6* Сведениями являются:
- для проектируемых элементов благоустройства "устройство площадки для выгула собак" алгоритм выбора покрытий и информация о мероприятиях по обеспечению безопасности населения.
- для проектируемых элементов благоустройства "устройство цветников" нормы высадки рассады.
- для проектируемых элементов благоустройства "ремонт газона" нормы высадки семян и информация о мероприятиях для создания декоративных и устойчивых газонов.
- для проектируемых элементов благоустройства "посадка кустарников" алгоритм подбора посадочного материала и принцип размещения проектируемых элементов.
7* Сведениями являются минимальные и максимальные уклоны, обеспечивающие нормальный отвод поверхностных вод и исключающие достижения размывающих скоростей.
8* Сведениями являются наименование систем (-ы) автоматизированного проектирования и принцип за счет которого достигается повышенная аккуратность и связанность всех частей проекта 9* Сведениями являются структура и количество томов, передаваемых заказчику по объектам проектирования (при наличии возможности указать количество томов), порядок присвоения каждому тому обозначения и порядок комплектования текстовых и графических материалов, а также основные принципы выполнения графической части разделов.
Под объектом проектирования понимается объект благоустройства, в отношении которого необходимо выполнить разработку проектной документации. Адреса расположения объектов благоустройства приведены в Приложении N 2 к Техническому заданию Конкурсной документации. Ориентировочные границы объектов благоустройства приведены в Части IV Конкурсной документации.
Участник открытого конкурса предоставляет информацию по критерию в произвольной форме - в виде текстового (Пояснительная записка), табличного, графического или иного материала.
Непредставление информации по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" не влечет отклонение заявки участника и не влияет на допуск участника к конкурсу".
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении порядка оценки заявок по показателю "Качество работ".
Таким образом, на момент заседания Комиссии УФАС основания полагать, что установленный Заказчиком порядок оценки конкурсных заявок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе - отсутствуют, следовательно, данный довод не находит своего подтверждения.
2. Вторым доводом жалобы Заявитель указывает доводом жалобы Заявитель указывает на неверное формирование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 настоящей статьи) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных
ст. 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона о контрактной системе;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, доводы Заявителя о формировании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, установленной в документации об аукционе, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией УФАС не рассматривается.
3. Согласно ч.ч. 7 и 8 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений конкурсной документации не направлял.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 53, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Кондратьева Марка Александровича необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 ноября 2016 г. N 44-4116/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2016