Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 ноября 2016 г. N РЗ-1421-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Надеин А.Ю., Шиянов А.Н.
от уполномоченного органа - Тимофеева Д.Ю.
от ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на действия заказчика - Администрации муниципального района Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитета по государственным закупкам СК по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121200004716000316 "Выполнение работ по организации строительства объекта капитального строительства "Физкультурно-оздоровительный комплекс муниципальное учреждение "Апанасенковский районный стадион" в с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края".
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил следующее:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
2. По доводам заявителя жалобы ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" - установлено:
1). Позиция Строительная известь, душная известь должна соответствовать требованиям- Активный МgO не должен превышать двадцать процентов по массе Воздушная известь должна соответствовать требованиям- Активные СаО + МgO не менее пятьдесят процентов по массе Гидравлическая известь должна соответствовать требованиям - СО2 не более шесть процентов по массе Воздушная известь должна соответствовать требованиям- СО2 не более девять процентов по массе Гидравлическая известь должна соответствовать требованиям - Активные СаО + МgО не менее пять процентов по массе. Гидравлическая известь должна соответствовать требованиям - Активные СаО + МgО не более шестьдесят пять процентов по массе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации,не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
2). Позиция 27. Группа по эффективности пропаривания цемента требуется 1/3. Предел прочности цемента, МПа (кгс/см2), при изгибе в возрасте, сут, 3 (для соответствующих видов цемента), не менее 3,4 (35) или не нормируется. Предел прочности цемента, МПа (кгс/см2), при сжатии в возрасте, сут, 3 (для соответствующих видов цемента), не менее 21,5 (220) или не нормируется. Допускается замена части минеральных добавок во всех требуемых видах цемента добавками, ускоряющими твердение или повышающими прочность цемента и не ухудшающими его строительнотехнические свойства (кренты или сульфоалюминатные и сульфоферритные продукты или обожженные алуниты и каолины), при этом суммарная массовая доля этих добавок не должна быть более 5 % массы цемента. Рекомендуется, чтобы цемент с добавками был быстротвердеющим. Цемент требуется - портландцемент (без минеральных добавок); портландцемент с добавками (с активными минеральными добавками не более 20%); шлакопортландцемент (с добавками гранулированного шлака более 20%). Цемент должен соответствовать государственному стандарту, регламентирующему данный вид товара (указать ГОСТ).
Данные доводы заявителя обоснованны.
Следует отметить, что на участие в данном электронном аукционе поступило 6 заявок от участников закупки, что свидетельствует об отсутствии требований в аукционной документации, не позволяющих участникам закупки подать заявку на участие в торгах, 4 допущены, 2 заявки отклонены, по другим основаниям не указанным выше приведенных пунктах.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено - В случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Остальные доводы заявителя не нашли своего подтверждения по следующим основаниям:
1). В приведенной заявителем позиции "Болты с шайбами и гайками", характеристика "Минимальная разрушающая нагрузка" является основным показателем качества болтов. Указывается в паспортах и является неотъемлемой характеристикой, которая, в свою очередь, как и любая другая характеристика, определяется при испытании товара. Квалитет, размер, отклонения, внешние повреждения (трещины, цек и прочее) - все определяется при испытании товара. И если эти показатели для подателя жалобы являются избыточными, то тогда не установление Заказчиком основных требовании к товару, в соответствии с государственными стандартами, является прямым нарушением законодательства.
2). В отношении позиций "Гипсокартонный лист" и "Сталь", все требования стандартные, определяющие качество готовой продукции, содержатся в требованиях ГОСТов, указывается в паспортах и являются неотъемлемыми характеристиками, которые, в свою очередь, как и любая другая характеристика, определяются при испытании товара. Содержание слов "при испытании", являются цитатой из ГОСТ, с целью сохранения сути требований ГОСТ к участникам процедуры.
3). В отношении требований к пиломатериалам, заказчиком установлено, прежде всего требование о соответствии товара (материала) государственным стандартами, регламентирующему данный товар. Государственными стандартами, регламентирующими данный вид товара являются ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия, ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры".
Обозначенные заказчиком характеристики установлены в соответствии с пунктами ГОСТ 8486-86 которые говорят о том, что пиломатериалы допускаютсяс повреждениями не более установленных заказчиком (в соответствии с ГОСТ).
Все перечисленные подателем жалобы характеристики непосредственно влияют на качество продукции, в частности пиломатериалов. О чем свидетельствует п.2.2 ГОСТ 8486-86, который устанавливает, что по качеству древесины и обработки устанавливается сортность пиломатериалов. При этом указания цифрового обозначения (технического наименования) государственного стандарта от участников не требуется, так как данные показатели определяются лишь указанным ГОСТом 8486-86 и размерные показатели ГОСТом 24454-80
4). Описание Заказчиком объекта закупки носит объективный характер, установлено в соответствии с действующем законодательством в рамках своих потребностей и не влечет за собой ограничение количества участников закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Так как государственные стандарты постоянно меняются,Заказчик и указал фразу, что товар (материал) "должен соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид товара (Указать ГОСТ)".
Описание характеристик товаров (материалов), указанных в техническом задании документации об аукционе, составлено Заказчиком с использованием точного текста, фраз, предложений, показателей и т.д. из государственных стандартов, регламентирующих данный вид товара (материала).
Указание в заявках на участие в аукционе ГОСТов на товары, используемые при выполнении работ, служит подтверждением участниками закупок точного, достоверного описания характеристик объекта закупки, и требование об указании ГОСТов на товары не противоречит Закону N 44-ФЗ. Так же это необходимо для проверки полноты и достоверности сведений в соответствии со ст. 67 N 44-ФЗ, представленных участником закупки. Цемент, например, регламентируется различными государственными стандартами, о чем свидетельствует установленное требование заказчиком: "для соответствующих видов цемента", которое также приводится заявителем в тексте жалобы. В полном соответствии с инструкцией, участник для себя определяет, в соответствии с каким ГОСТ будет цемент в составе первой части заявки, указывая цифровое обозначение выбранного ГОСТ в заявке.
Таким образом, характеристики установлены Заказчиком, в соответствии с действующим законодательством, участники закупки в полном объеме могут определить соответствие закупаемого товара, имеют полную возможность подать конкретные показатели в соответствии описанием объекта закупки, следовательно, ограничений по предоставлению надлежащего предложения в составе заявки нет. Установленные Заказчиком характеристики не повлияли и не могли повлиять на результаты проведения закупки.
Таким образом, в действиях заказчика - Администрации муниципального района Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитета по государственным закупкам СК установлены нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст.66 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на действия заказчика - Администрации муниципального района Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитета по государственным закупкам СК по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121200004716000316 "Выполнение работ по организации строительства объекта капитального строительства "Физкультурно-оздоровительный комплекс муниципальное учреждение "Апанасенковский районный стадион" в с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края" - частично-обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Администрации муниципального района Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитета по государственным закупкам СК нарушившим требования ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст.66 Закона N 44-ФЗ.
3. В соответствии с п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 и тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты закупки - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Члены комиссии С.И. Рошевский
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 ноября 2016 г. N РЗ-1421-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2016